Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
Успенский собор


 

   

Старицкие вести
В НАЧАЛО Новости СМИ В Москве прошло богослужение в память новомучеников Старицкого района
Русь православная - Русь Святая 

Патриаршее богослужение на Бутовском полигоне в Москве

 

В России есть много трагических мест, освященных кровью святых новомучеников ХХ века, за веру Христову убиенных. Одно из них – Бутовский полигон в Москве, где нашли свое упокоение и священнослужители Старицкого района – священномученик о. Михаил Маслов (Никольский храм, с. Гурьево), и новомученик о. Николай Покровский (Флоровский храм, с. Степурино). Согласно установленной традиции, с 2000 года в день празднования памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, здесь проводится ежегодное Патриаршее богослужение. 23 мая 2009 г. свою первую Божественную Литургию под открытым небом в Бутове совершил 16-й Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Его Святейшеству сослужили многочисленные иерархи Русской Православной Церкви. В богослужении приняли участие главы различных Поместных Православных Церквей. В числе молящихся были насельники и насельницы, настоятели и настоятельницы, наместники многих монастырей Московской епархии; прихожане бутовского храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских и все мы - родственники жертв политических репрессий, чья жизнь оборвалась на Бутовской Голгофе.

За Божественной Литургией (сопровождавшейся то утихающим, то усиливающимся проливным дождем) после чтения Евангелия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с проповедью к собравшимся, предварив ее громким жизнеутверждающим Пасхальным возгласом:

- Христос Воскресе!

- Воистину Воскресе!!! – мощно прозвучало в ответ.

- Это радостное Пасхальное приветствие, - сказал Святейший Патриарх, - мы обращаем на этом месте скорби ко всем вам, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, ко всем живущим, но также и ко всем, кто принял мучительную смерть здесь, на этой Русской Голгофе. Мы обращаемся сегодня к ним с этим Пасхальным приветствием не как к умершим, но как к живым. Наверное, мало мест на земле, где бы такой призрачной казалась грань, отделяющая земное от небесного и временное от вечного. Здесь вокруг нас сегодня те, кто мученически скончался, но кто ныне предстоит Богу и вместе с нами образует единую Церковь Божию, Церковь не мертвых, но живых, ибо Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых.
Осознание того, что нет границы и стены между земной жизнью и вечностью, осознание того, что нет границы между Церковью земной и Церковью торжествующей небесной, является важнейшим основанием нашего христианского миропонимания и мироощущения. Для нас мир Божий — это мир не только тех, кто живет сегодня, это мир тех, кто жил до нас, это мир тех, кто придет после нас, это все — Божие творение, силой могущества Божественного извлеченное из небытия. И мы, люди, являющиеся сердцевиной и вершиной всего творения, несем ответственность за все, что происходит в мире, потому что именно Бог вручил человеку многое, что ему надлежит сделать для того, чтобы мир и творение Божие обнаруживали красоту первозданного бытия. 
Из этой ответственности за судьбы мира и человека проистекает особое служение Церкви. Мы называем это служение пророческим служением, потому что по примеру Господа и святых пророков, продолжая это служение, Церковь призвана провозглашать Божию Правду людям, ибо пророчества — это и есть провозглашение Божией Правды, и оно никогда не было легким. За всю двухтысячелетнюю историю Церкви множество раз провозглашение Божественной Правды наталкивалось на глухоту и слепоту людей, на нежелание слышать, на раздражительность, на озлобление и даже на ненависть. Вся история Церкви — это история свидетельства о Божией Правде, которая не ограничивалась словесным свидетельством и свидетельством жизни, но которая включала в себя и свидетельство смертью. Именно это свидетельство мы и называем мученичеством. Наша Русская Православная Церковь принесла Богу такой дар этого свидетельства, каковым не может похвалиться ни один народ. Трагедия XX века, унесшая сотни жизней таких свидетелей являет собой, с одной стороны, образ дьявольской ненависти, восстающий на Бога и Правду Его, но, с другой стороны, являет непреходящую красоту силы человеческого духа, каковая обретается в служении Господу.
Мученики погибли потому, что не отказывались от Креста. Самим этим неотказом они свидетельствовали о Божией Правде. Их мучители хорошо знали, что это свидетельство может быть воспринято другими. Многие из них помнили слова Тертуллиана (раннехристианский богослов и писатель. – Прим. авт.), а если не помнили, то опытно чувствовали опасность проливать кровь христианскую, ибо она может быть семенем для рождения новых во Христе спасаемых душ. И потому убийства и мучения происходили втайне. Мученики XX века погибали как мученики за Христа, но им не давали даже этого права. Их томили в одиночестве в замкнутом пространстве, в отлучении от мира, и по-человечески многие из них, наверно, никогда не думали о том, что их подвиг, даже поименный, станет известен людям. Но замысел мучителей не оправдался, потому что со святыми мучениками был Сам Господь. И какой бы глубокой тайной не были окружены гонения на христиан XX века, какой бы глубокой тайной не было окружено и это место, все стало явным — и имена святых мучеников, и имена тех мест, где проливалась их кровь.
Для нас, дорогие мои братия и сестры, все то, что произошло с Церковью нашей в XX веке, - продолжил свою речь Патриарх, - является великим назиданием. Пример святых мучеников и исповедников XX века убеждает нас в том, что в любой момент и каждый из нас должен быть готов и словом, и делом и даже до смерти возвещать Божию Правду, что в этом заключается смысл нашей христианской жизни и нашего свидетельства. Пример XX века учит нас тому, что нет такой силы в мире, которая могла бы превозмочь силу Божию, нет такой человеческой злобы, которая могла бы противостоять Божией Любви. И победа всегда за Христом и всегда за Церковью, потому что Христос воскрес из мертвых и Своим Воскресением уже совершил эту победу. Нам иногда кажется, - заметил далее Святейший, - что подвиг исповедничества — это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется иногда, что эта реальность мученичества и исповедничества — она в прошлом, она где-то позади. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет. Сегодня никто не требует от нас отказываться от веры, никто не принуждает уйти из Церкви, но сегодня существует во всем мире великое множество соблазнов и сил, которые, воздействуя на человека, без всякого употребления физической силы способны и оторвать его от Бога и Церкви, и помрачить его жизнь и способность свидетельствовать о Божией Правде. Сами стандарты жизни, стандарты мысли, некая мода на образ жизни, которые являются в современном мире господствующими, являются одновременно антихристианскими. Из этих ценностей, которые и ценностями нельзя назвать, удалено духовное и религиозное измерение. Сегодня созидается цивилизация внерелигиозная. Часто это делается сознательно, со ссылкой на то, что, мол, «мир сегодня пришел в движение, в объединение», сталкиваются и входят в соприкосновение разные религии, разные системы ценностей, и потому «невозможно построить мир, в котором бы присутствовали эти религиозные ценности», что мир должен быть внерелигиозным, оставляя при этом свободу людям быть верующими или неверующими, но ограничивать свою религиозность рамками личной жизни. И одновременно проповедуются те ценности, которые, по сути, являются языческими или даже, более того нерелигиозными. И человеческое сознание захватывается этой модой, этим стереотипом бытия, потому что вольно или невольно через средства массовой информации все эти стереотипы и моды нерелигиозной жизни обрушиваются на сознание современного человека. И вот здесь-то требуется мужество, вот тут-то требуется сила: идти узкими вратами Царствия Божия, идти против течения, идти против общего потока, в надежде на то, что чем больше людей пойдут против этого потока, тем вероятнее, что мутные воды остановятся, а, может быть, и повернутся вспять. Нам не дано знать, что может произойти в истории в результате нашего свидетельства о Христе, в результате нашего свидетельства о Правде Божией. Но мы точно знаем, что именно жизнь в соответствии с этой Правдой является Жизнью, именно эта жизнь несет в себе Истину, именно она является Путем в Царствие Божие, потому что Сам Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).Те наши отцы, матери, братья и сестры, которые приняли на себя подвиг мученичества и исповедничества, сегодня вместе с нами, с нашим народом. Их молитвами, их кровью, их подвигом и предстательством пред Лицом Божиим даруется и нам сила свидетельства. Дай Бог только, чтобы наши немощные силы были способны принять эту Божию благодать, ответить на эту силу молитвы новомучеников, чтобы жизнь нашего народа стала бы такой, которая исключала новые падения, могущие отлучить народ наш от Бога. Пусть по молитвам святых новомучеников и исповедников Российских укрепляется духовная жизнь народа нашего, пусть возрастает он от силы к силе. И пусть Церковь наша, мученица и исповедница, мудро и мужественно свидетельствует о Правде Божией во имя Царствия Его. Аминь.

По завершении Божественной Литургии Предстоятель вознес молитвы ко святым новомученикам и исповедникам Российским и совершил литию об упокоении приснопоминаемых рабов Божиих, за веру и правду в годы лихолетия страшные страдания, истязания и мученическую кончину претерпевших, и на месте сем погребенных.

От лица клириков и прихожан бутовского Храма Новомучеников и Исповедников Российских с приветствием к молящимся обратился его настоятель - протоиерей о. Кирилл Каледа. Отец Кирилл преподнес Его Святейшеству образ священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского, возглавляющего Собор Бутовских святых (в 1914-1917 гг. бывшего Архиепископом Тверским и Кашинским. – Авт.).

В ответном слове Его Святейшество поблагодарил о. Кирилла за высокое служение, заметив, что сам он «с особым чувством совершил сегодня эту первую в своей жизни Литургию на Бутовском полигоне». Только в этом месте, сказал Патриарх, святых мучеников больше, чем во всех святцах всех Поместных Православных Церквей. «Если мы вдумаемся в эту цифру, подчеркнул Предстоятель, то поймем, что означал подвиг Русской Церкви в XX веке. - Мы знаем, что в политической терминологии используется слово «геноцид». Под этим словом подразумевается истребление народа. Мы никогда не применяли его по отношению к Церкви, но если говорить о страданиях Русской Православной Церкви, то оно в полной мере отразит сущность того, что произошло. «Церковь была физически почти уничтожена. Это было проявление человеческой злобы, несправедливости, это было торжество дьявола... Кто тогда мог думать, что у края этих могил будут совершаться торжественные богослужения? От одной этой мысли, наверно, онемели бы гонители. Разве не является доказательством силы Божией и силы победы Воскресшего Христа все то, что произошло и происходит», - подытожил свое выступление Святейший Владыка.

***

Несколькими днями ранее, когда на Бутовском полигоне только шла подготовка к Патриаршему богослужению, мы встретились с отцом Кириллом Каледой, дед которого – священномученик о. Владимир Амбарцумов в 1937 г. был расстрелян и упокоен здесь же. В беседе с нами, размышляя о событиях минувших и нынешних лет, пастырь заметил: «Единственное наше спасение – быть верными Христу, как Ему был верен весь сонм новомучеников и исповедников Российских. Православная Церковь не говорит, что святые – это люди безгрешные, но, прославляя святых, Церковь свидетельствует, что эти люди через преодоление себя стяжали благодать Святого Духа и, водимые Им, вошли в Царство Небесное. Многие из прославленных святых были особо одарены духовно. Но в великом сонме новомучеников и исповедников Российских Господь явил миру множество святых, которые были совершенно простыми, ничем особым не выделявшимися людьми. Многие из них были добрыми пастырями, добросовестно исполнявшими свои обязанности, несли слово Божие народу, занимались его просвещением. Со многими священниками, принявшими мученическую смерть, происходило то же, что и в первые века христианства случалось с мучениками: их пытались убить (расстреливали, рубили шашками, кололи штыками), но убить не могли. Враги поражались их жизнестойкости и духовной силе...

В XIX веке говорили о святой Руси, хотя к началу XX века были прославлены лишь около 450 русских святых. Сегодня из тех, кто жил только в XX веке, уже прославлено около 1600 человек. Русь действительно оказалась святой. И это потому, что в годы страшного лихолетья были на Руси люди, представители всех сословий, которые не шли грабить и убивать, а шли защищать храмы. Вся наша Русь, вся наша страна освящена кровью мучеников. Практически в каждой деревне были люди, которые пострадали сознательно. Они понимали, на что идут, и сознательно шли на защиту веры Христовой и Правды. Поэтому, когда мы говорим о святой Руси, как это ни парадоксально, именно в ХХ веке Русь доказала, что она святая. И акт канонизации в 2000-м году этих вроде бы ничем не примечательных людей за их преданность Христу - свидетельство их святости. Этим актом Церковь подтвердила, что Русь сохранила эту святость, что она, действительно, - святая».

 

Святые новомученики и исповедники

Российские,

молите Бога о нас!

 

P.S. Верим, что настанет тот день, когда молчащие ныне Храмы-на-Крови, где некогда несли свой пастырский подвиг новомученики Российские о. Михаил Маслов и о. Николай Покровский, обретут своих священнослужителей, которые продолжат их путь высокого служения Господу.

Николай и Наталья МИНИНЫ

 

Старицкий Вестник №22 от 29 мая 2009 г.

Смотрите также:
Новая Старицкая газетаГазета Старицкий Вестник
Тверская Епархия НовостиВидеоновости о Старице
СКОРО
27 ноября
День памяти священно мучеников Феодора, Михаила, Александра (Чекалова), Алексия (Нечаева) 80 ЛЕТ!
Осталось 2 дня
Княжна Мария
Старицкие больные
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2017
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.037084102630615 сек.