Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
Купола


 

   

Старицкие вести
В НАЧАЛО Новости СМИ Старицкий монастырь «удревнили» на 400 лет
СТАРИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ «удревнили» на 400 лет

В НАСТУПИВШЕМ году будет отмечаться (может быть, с размахом!) юбилей подделанной даты – основания Успенского Старицкого монастыря. Легенда гласит, что он основан в 1110 году. Его основатели, по этой легенде, – иноки Киево-Печерского монастыря Трифон и Никанор. «Ранняя история» обители кочует из одной современной статьи в другую, при этом их авторы забывают, что опираются они на один-единственный источник: дореволюционную публикацию так называемого «Малого Синодика» Старицкого монастыря.

 

Оригинал синодика (помянника) утрачен в 1941 году, но он тоже был копией. Этот текст представлял собой не просто почти полный список настоятелей с 1110 по 1304 годы (хотя и это уникально – ни один другой монастырь Руси того времени не имеет ничего подобного), но сообщал и некоторые исторические сведения и даже имя своего автора, некоего «схимника Досифея», написавшего синодик «на сосновой скорлупе». Текст якобы переписывался много раз (последняя копия датировалась концом XVIII – началом XIX веков). В синодике сообщалось, что в конце XIII века монастырь был разорен татарами.
В начале XIV века монастырь вовсе запустел, чтобы возродиться только через двести лет.
С начала XVI века ведет отсчет уже не легендарная, а реальная история Старицкого Успенского монастыря, подтвержденная данными археологии. Так что и датировать основание обители следует именно началом XVI столетия.
ИСТОРИЯ
Впервые «Малый Синодик» фигурирует на 12-м заседании Тверской ученой архивной комиссии в 1888 году. Ученая комиссия разделилась. Часть тверских историков, в том числе протоиерей В.Ф. Владиславлев, в «Малый Синодик» поверила безусловно. Владиславлев сделал в начале 1889 года в Епархиальных ведомостях публикацию о новом открытии на несколько номеров, привел и полный текст синодика (единственную его публикацию, как потом оказалось). Другие ученые, например, Н.Д. Квашнин-Самарин, отнеслись к синодику сдержанно, предположив, что, «может быть», у его автора были древние документы. Наконец, А.К. Жизневский сразу заподозрил неладное, но доказать, как неспециалист в этих вопросах, к сожалению, ничего не смог.
На 17-м заседании комиссии в 1889 году ученым был представлен «Большой Синодик» Старицкого монастыря, великолепный памятник книжного дела 1680–1690-х годов, украшенный прекрасными миниатюрами и содержащий подборку текстов о поминании усопших и самих поминаний вкладчиков в обитель. Этот синодик имел (но всего одну!) страничку с началом поминания братии Старицкого монастыря, с именами иноков Трифона и Никанора, обрывавшуюся на полуслове. Ученые констатировали, что именно часть книги со списком братии (а в датировке «Большого Синодика» концом XVII века не было никаких сомнений) пострадала больше всего. Было высказано мнение, что при новом переплете исчезли именно листы с перечислением братии и игуменов обители. Но даже в таком виде версия о древнем основании монастыря приобрела убедительность, и Жизневский «со скрипом» согласился с относительной исторической достоверностью основания Старицкого монастыря в 1110 году.
ПЛЮСЫ
В 1910 году монастырь масштабно отметил 800-летие. Правда, никого из первых исследователей обоих синодиков уже не было в живых. Но дата была замечена и отмечена. В основание монастыря в XII веке поверили старицкие краеведы Иван Крылов и Анатолий Вершинский, а также составивший в 1896 году историю монастыря игумен Арсений. Монастырь стал их своего рода знаменем, которым подчеркивались древность и духовная сила Старицы. Получалось, что не монастырь возник возле городка «на Волзе на Старице», а сам город основан Михаилом Тверским у стен древней обители. Так что ни один другой город Тверской губернии не был так обласкан в начале XX века вниманием археологов, как Старица. И это было, конечно, хорошо.
Неизвестно, как в наше время сложилась бы судьба монастыря, если бы не Фонд его возрождения, курируемый министром Правительства РФ Виктором Христенко. Но чтобы привлечь к монастырю деньги, нужна реклама, нужны энтузиасты. Древняя дата основания монастыря – сильный козырь в их руках для убеждения власть имущих в необходимости помочь провинциальному памятнику.
И этот козырь в наши дни полностью «отыграл». Именно теперь, когда реставрационные работы в Старице по существу завершены, можно без боязни писать о поддельном происхождении синодика – для современного положения обители это уже не играет никакой роли.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Внутренние нестыковки «Малого Синодика» стали вскрываться постепенно. Главным из них было замеченное еще Жизневским указание на то, что Успенский храм с приделом Похвалы Богородицы в монастыре освящал епископ Новгородский Гавриил в присутствии князя Андрея Боголюбского. Но Гавриил занял кафедру в Новгороде лишь через два года после смерти князя Андрея. Защитникам подлинности синодика пришлось додумывать, что освящал он деревянный храм в Старице, будучи еще викарным епископом (заместителем), что смотрелось очень неубедительно. Позже появились другие сомнения.
Во-первых, Киево-Печер-ский монастырь никогда не занимался колонизацией по типу северных монастырей, и иноки из разных мест шли в Киев, но не наоборот.
Во-вторых, если монас-тырь был так стар и почитаем, то почему к его возобновлению не приложил никаких трудов епископ Тверской Арсений, сам киевский постриженник, живший спустя считанные десятилетия после предполагаемого разорения обители в 1310-х годах? Арсений, конечно, с радостью включил бы предания о киевлянах на Тверской земле в свою редакцию Киево-Печерского Патерика, а он этого не сделал.
В-третьих, «сосновая скорлупа» (кора) как писчий материал на Руси не использовалась. Использовалась береста, и именно в XIV веке, но ею «схимник Досифей» почему-то не воспользовался.
В-четвертых, язык его синодика слишком выхолощенный и состоит из цитат, оставляющих ощущение, что автор избегал любых оригинальных фраз. Это крайне нехарактерно для книжников XIII – первой половины XIV века.
И можно еще перечислить интересные для специалистов-историков в-пятых, в-шестых, в-седьмых… Короче говоря, ко второй половине XX века «Малый Синодик» не рассматривался как исторический документ ни одним из серьезных историков. Стало ясно, что перед нами – историческая подделка.
А ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?
Это подделка под монастырский летописец, жанр конца XVII века, возникший с целью «удревнить» и приукрасить историю какого-то монастыря. Дело в том, что в те времена древние и почитаемые монастыри получали немалые льготы и пособия, поэтому такие сомнительной достоверности летописи появлялись массово. В Тверской области их заказали, например, Тверской Отроч и Антониев Краснохолмский монастыри. В Старицком же монастыре даже такой полуподдельной или прямо поддельной летописи заказать не смогли – очевидно, писать ее было просто некому, грамотных монахов, способных на литературный труд, не было. А вот в XIX веке кто-то отыскался.
Владиславлев, подробно описавший «Большой Синодик», не обратил внимание, что единственная страница с началом списка братии – это оборот аж 217-го листа (причем на этом листе с лицевой стороны было поминание рода иконописца из города Дмитрова, датированное 1707 годом). Этим листом первоначальный синодик как раз заканчивался – дальше шли записи поздними почерками. Поздние писцы сделали лакуну в одну или несколько чистых страниц между их записями и первоначальным текстом. В этой лакуне и находилась запись с началом списка братии – очень нехарактерно для синодиков: братию писали в начале синодика, перед всеми вкладчиками.
Видимо, во второй половине XIX века кто-то решился на подделку, чтобы обратить внимание на замечательный своими древними зданиями, но очень бедный фактами истории монастырь. Он понимал, что делает, и принял некоторые меры, чтобы запутать будущих историков. В частности, переставил листы, чтобы казалось, что часть текста потеряна, еще раз прописал нумерацию листов (также не по порядку), он же, надо полагать, и переплел старинную рукопись, «заметя следы». Скорее всего, он же написал собственноручно и сам список братии на старом листе, копируя почерк XVII века (это не очень сложно для профессионала). Опираясь на этот «подлинный» фрагмент, он уже дал волю фантазии, составляя «Малый Синодик», включая в него те факты и имена, какие он хотел. А создать в конце XIX века документ, имитирующий полуграмотную рукопись рубежа XVIII–XIX веков, не составляло никакого труда – достаточно было найти бумагу того времени, и отличить подделку становилось невозможно.
КТО АВТОР?
Кому было выгодно появление такого текста? Кто в провинциальной Старице XIX века мог так хорошо разбираться в исторической науке? До конца мы не сможем ответить на этот вопрос. Однако есть одно имя, указать на которое необходимо.
Звали его граф Николай Гаврилович Головин, и он был владельцем входившего тогда в Старицкий уезд села Микулино Городище. За Головиным числится несколько десятков подделок документов, причем сделанных очень тщательно – на старой бумаге, которой у него нашли потом целые кипы. Подделки его были обнаружены случайно, уже после смерти их автора.
Николай Головин произвел в Микулине масштабные работы по «реставрации» Архангельского собора. Правда, этим он едва его не угробил (через тридцать лет храм пришлось буквально спасать). Он очень «замутил» историю села. С его «легкой руки» микулинский собор долго считали (считают кое-где и теперь) построенным в 1398 году (хотя это храм 1555–1559 годов). Головин издал в 1855 году «Микулинскую летопись», такой же полуподдельный источник, как многие другие документы его коллекции. И, что немаловажно, как раз в эти 1850–1860-е годы он неоднократно бывал в Старице. Занимался он, кстати, подделкой грамот князя Андрея Старицкого.
Словом, если и искать умного, сведущего, имевшего к тому же возможность взять «на время» подлинные монастырские книги человека, то все концы упрутся в Головина. Однако сам он в подделке не сознался…


15.01.2010 - 15:23 | "Тверские ведомости" | Постоянный адрес статьи: http://www.tverinfo.ru/obshestvo/staritskii_monastir_udrevnili_na_400_let.html

Смотрите также:
Новая Старицкая газетаГазета Старицкий Вестник
Тверская Епархия НовостиВидеоновости о Старице
СКОРО
27 ноября
День памяти священно мучеников Феодора, Михаила, Александра (Чекалова), Алексия (Нечаева) 80 ЛЕТ!
Осталось 6 дней
По дороге с Пушкиным
Михаило-Архангельский собор
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2017
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.046892881393433 сек.