Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
3


 

   

Старицкие вести
В НАЧАЛО Вышла книга Н. Дроздецкой про Опекаловский распев
Музыкальное древо Твери 

Как пели на тверской земле четыре века назад? Как складывалась музыкальная жизнь края в XIX столетии и кто внес в ее развитие наибольший вклад? На все эти и многие другие вопросы теперь есть ответы.
Их дала музыковед, преподаватель Тверского музыкального училища имени Мусоргского, кандидат искусствоведения Нина Дроздецкая в своей книге «Музыкальная жизнь Твери и губернии». На ее презентации, ставшей ярким заключительным аккордом в завершившейся Неделе тверской книги, побывал корреспондент «ТЖ».
Обложка книги повторяет очертания театрального занавеса, в складках которого угадывается липовая аллея в селе Сосницы нынешнего Лихославльского района, которое в 1844 году посетили Роберт и Клара Шуман. А по верхнему краю, в своеобразных окошечках, – портреты тех людей, чьи истории рассказывает Нина Дроздецкая в своей книге, посвященной музыкальному древу тверского края. Поэтому и начинается она со времен давних, средневековых. И это первый сюжет.
«Певчий дьяк в Твери, зело мудрый и благоговейный, он-де роспел стихеры евангелския». Кто этот дьяк? До недавнего времени его имя было неизвестно, но в недавно опубликованных писцовых книгах обнаружилось его имя – Никита Шило, который был довольно состоятельным по тем временам человеком, один из его сыновей служил Ивану Грозному, а другой – Григорий – также стал дьяком. После этих уточнений автор переходит к опекаловскому распеву как шедевру древнерусского певческого искусства, бытовавшего на тверской земле. Опекаловский распев, говорит Нина Дроздецкая, – это свод из трех молитвенных песнопений, который в певческих книгах сопровождался ремаркой «Опекалов». То ли это фамилия распевщика, то ли распев относится к Старицкому Опекаловскому Вознесенскому монастырю? Сплошные вопросы! Монастырь, ныне не существующий, был основан в XVI веке, располагался на территории Старицкого удела, в верховьях реки Бойни, в сорока верстах от Старицы. Известно, что обители покровительствовали князья Старицкие. Так связан распев с монастырем или нет? На этот вопрос исследовательница отвечает прямо: «Опекаловский свод принадлежал именно монастырю, а не конкретному распевщику». Здесь же, в книге, можно увидеть запись песнопения «Трисвятое надгробие», исполнявшегося во время целования плащаницы в Великую субботу. Запись сделана крюками или знаменами, так как нот в то время не было: это песнопение – один из ярких примеров знаменного пения.
Следующий сюжет связан с музыкантами-педагогами и музыкальными коллективами. Мария Эдуардовна Ланская (фон Ландэзен) основала в Твери оперную студию, у нее учился Алексей Петров, уроженец бежецкого края, будущий солист Большого театра. Николай Пименович Ишиев, приехавший в Тверь в 1911 году и возглавивший хор железнодорожного училища… Рассказы об этих людях иллюстрируются многочисленными архивными фотографиями. В 1849 году в Осташкове на средства купца Савина создается оркестр, его руководитель Александр Елецкий обучил играть на различных инструментах двадцать человек – получился полноценный симфонический оркестр. Еще одна страничка музыкальной жизни тверского края – Калининский театр музыкальной комедии, который был образован в 1935 году. Существовал и такой! В репертуаре его было множество произведений, но оперетта Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке» после премьеры шла постоянно. Впоследствии театр из профессионального стал самодеятельным. Почему? Видимо, говорит Нина Дроздецкая, не хватило средств на его содержание. Отдельный сюжет – Александр Васильевич Александров, создатель знаменитого ансамбля песни и пляски. Но мало кто знает, что он был регентом в Бологовском соборе, а потом регентом архиерейского собора в Твери, дружил с Николаем Ишиевым и Николаем Сидельниковым, по его инициативе в Твери поставлены оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Жизнь за царя» и другие. А также создан сводный хор, в котором пели и взрослые, и дети. «Это было исключительное явление», – говорит Нина Дроздецкая.
Это, впрочем, далеко не все сюжеты книги «Музыкальная жизнь Твери и губернии». Архиерейские и семинарские хоры, светская музыкальная жизнь салона великой княгини Екатерины Павловны в Императорском дворце, музыкальное образование… Но и это далеко не все ветви музыкальной родословной тверского края, о которой так увлекательно рассказывает Нина Дроздецкая.

Евгений ПЕТРЕНКО
Тверская Жизнь 25.02.2009
Смотрите также:
Новая Старицкая газетаГазета Старицкий Вестник
Тверская Епархия НовостиВидеоновости о Старице
СКОРО
27 ноября
День памяти священно мучеников Феодора, Михаила, Александра (Чекалова), Алексия (Нечаева) 80 ЛЕТ!
Осталось 2 дня
Как советская власть воевала с крестьянством
Опекаловский распев
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2017
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.028995037078857 сек.