Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
7


 

   

Монастыри и храмы
Свято-Успенский мужской монастырь
Щёлкните для увеличения
Яркое созвездие подвижников веры дал Свято-Успенский монастырь. Именно в Старице, в дворянском роду Садыревых-Полевых, родился отрок Григорий, будущий архиепископ Казанский Герман, впоследствии причисленный к лику святых. Во времена его служения архимандритом Свято-Успенского монастыря сюда был принят на воспитание посадский отрок Иоанн, ставший в 1589 году первым Патриархом Московским и всея Руси Иовом. Здесь же начинал свое монашеское служение и будущий настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Дионисий, поднявший в 1610 году знамя освободительной борьбы против поляков и благословивший войска князя Пожарского на изгнание их из Москвы.

вято-Успенский монастырь устроен иноками Киево-Печерского монастыря. Стягиваясь на колокольный благовест, вокруг монастырских стен начали селиться кузнецы и ремесленники. Старица постепенно становится мощной крепостью и одним из социально-экономических центров Суздальского княжества.
В XVI веке Старица по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III была отписана в удел младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. В XVI столетии монастырь стал одним из центров духовной жизни центральной России. Благодаря этому событию тверской городок на Волге Старица получит как бы второе рождение, по новому заявит о себе, и будет играть особую роль в российском государстве XVI столетия.
В первой четверти XVI столетия князь Андрей Иванович Старицкий возродил древний монастырь, перенеся его на новое место. Он поместил его напротив древнего городища, ближе к реке Волге, что было сделано в стратегических целях - монастырь охранял беззащитный посад правого берега реки Волги.
Сейчас, когда смотришь с холма на монастырские сооружения, они кажутся небольшими и приземистыми. Здания утеряли оборонительные признаки и имеют вполне мирный вид. Подойдя к ним, поражаешься четкой завершенности форм, какому-то стилистическому единству всех построек, хотя принадлежат они разным историческим периодам. Нас сразу же захватывает дыхание того большого и мужественного искусства, которым в совершенстве владели наши предки. Почти каждый век вносил свои черты в архитектурные формы ансамбля, который сегодня удивляет совершенством пропорций, затейливостью выдумки.
Искусство неизвестных русских мастеров XVI века поражает. Они словно спешили наверстать упущенное время за почти три века иноземного ига.
Это была эпоха пробуждения творческих сил народа. Никогда прежде, пожалуй, не ощущалась так остро потребность в национальном самоутверждении и выявлении индивидуальности художника, причастности своего времени к истории России и личной за нее ответственности. К старому возвращались не более, чем в любое другое время. Вдохновенно искали новые пути.
Главная монастырская постройка - Успенский белокаменный собор, построенный в 1530 году. С него началось создание нового ансамбля Свято-Успенского монастыря, отвечавшего возросшему политическому, экономическому, культурному значению города Старицы.
Собор стоит в глубине двора, среди монашеских могил и каменных надгробий, в окружении более поздних сооружений.
Несмотря на то, что в плане собор был достаточно традиционен, несколько вытянут с запада на восток, имеет четыре довольно массивных внутренних столба и три апсиды, он представляет оригинальный памятник русского зодчего первой половины XVI столетия. Своеобразие собора заключается в его внешнем облике, который определяется сложной пирамидальной композицией. Зодчий выделил центральную главу храма, поставив ее на восьмигранный постамент, некогда украшенный килевидными кокошниками. Угловые же части храма он понизил, завершив их самостоятельными главами, также имеющими в своем основании декоративные кокошники.
Рассматривая декоративные детали в убранстве Старицкого собора, невольно подмечаешь общие черты с Успенским собором Московского Кремля. Видимо, знаменитый Московский Успенский собор, возведенный отцом (1475-1479), еще с детства поразил воображение старицкого князя Андрея Ивановича.
Под собором - большой подклет, сложенный из белого камня, он предназначался, возможно, для погребения княжеской семьи и настоятелей. Позднее, во время пребывания царя Ивана Грозного в Старице, здесь был устроен подземный ход, прорытый, якобы, «под Волгой, с выходом к городскому Борисоглебскому собору». Поиски потайного хода в ХIХ веке местным любителем древностей Иваном Петровичем Крыловым так и не увенчались успехом.
Собор очень светлый и просторный. Сын князя Андрея Ивановича - князь Владимир Старицкий украсил внутри собора стены и устроил трехъярусный иконостас. В ризницу были даны вкладом ценные богослужебные книги, церковные сосуды и шитые пелены. В числе вкладов находилась плащаница, шитая золотом и серебром по красному шелку, с дарственной надписью от любимой царя жены Ивана Грозного - княгини Анастасии Романовой.5

Во второй половине XVI века Старица стала вотчиной царя Ивана Грозного. Посетивший ее государь буквально влюбился в этот живописнейший городок над Волгой, дав ему ласковое прозвание – «Любим-город». Суровый администратор и политик, Грозный был глубоко православным человеком, и с радостью уединился в местном Свято-Успенском монастыре, вознося вместе с простыми монахами молитвы Господу и выпрашивая у Него прощения за свою – нередко понуждаемую интересами державы – жестокость. В 1570 году Иваном Васильевичем была построена Введенская церковь с огромной трапезной палатой в два этажа. Вверху расположен большой трапезный зал, к которому с северо-востока примыкает теплая церковь. Над ней возносится высокий каменный шатер. Внизу - обширные помещения для поварни, кладовых, погребов. Так же как в московской Грановитой палате, своды трапезной опираются на мощный квадратный столб. В 1802 году с севера к церкви пристроили паперть, а еще позже с южной стороны - палату, где находилась монастырская ризница.

Князь Владимир Андреевич Старицкий внес определенный вклад и в Тверскую культуру. Он продолжил строительство Успенского монастыря, обнес его каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башенки, крытые шатрами, воротные проезды с надвратными церковными постройками. Следует отметить, что неотъемлемой принадлежностью оборонительных сооружений Руси X—XII вв., в том числе ограда монастырей, были ворота, однако они не были похожи на деревянные воротные башни XVII в. Ворота деревянных крепостей X—XII вв. были не чем иным, как простыми срубами подобными срубам внутривальных каркасов. От последних они отличались только отсутствием внутренней засыпки и наличием сквозного проезда. Срубы ворот над валами обыкновенно не возвышались. Они входили в состав внутривальных каркасов и составляли с ними одно целое. В ту же линию включались также и ворота складывавшиеся из камня. Над проездами таких ворот стояли храмы, но они находились на уровне крепостных стен, входили в их систему и также составляли с ними как бы одно целое.
С конца XI в. такие храмы стали, по-видимому, довольно распространенным явлением в русском оборонном зодчестве. Во всяком случае, в это время наиболее крупные, а затем и мелкие города в систему своих дерево-земляных оборонительных сооружений также вводят воротные проезды с надвратными церковными постройками. Последние сооружаются не только в дереве, но и в камне и ставятся как на бревенчатых, так и на каменных устоях крепостных ворот
Возведение храмов над проездами городских ворот имело, очевидно, определенный смысл. Ворота всегда были слабым местом в системе городовой обороны; именно к ним прежде всего устремлялся противник. Одновременно на защиту ворот бросались и горожане, узнав о приближении вражеских сил. Поэтому надвратные храмы не только осеняли въезд в город, но и как бы держали ворота под своим покровительством. Одновременно они обогащали силуэт города, вносили разнообразие в монотонность растянутых и однообразных линий его крепостных стен.
Что же касается архитектуры русских оборонительных сооружений домонгольского времени, то она была очень простой, лаконичной и строгой. Правда, надвратные храмы вносили в их облик некоторое разнообразие, но благодаря ровной, нигде не прерывающейся ленте стен, возвышавшихся над валами подчас огромных размеров, оборонительные сооружения домонгольской Руси со всех сторон воспринимались почти одинаково.
Щелкните для увеличения
Надвратная часовня
Щелкните для увеличения
Надвратная церковь
Только при Андрее Старицком была собрана братия и назначен настоятель монастыря. Здесь уместно остановится на деятельности старицких князей, которые сыграли исключительную роль не только в возрождении Свято-Успенского монастыря, но и способствовали в историческом плане поднять высокую планку самого города Старицы, удельной столицы княжества в XVI веке. О его былом могуществе и значении, не без доли преувеличения, писал в свое время местный краевед начала ХХ века Ф. И. Зубарев: «Старица существовала еще во времена царствования и княжения дома Рюриковичей. Она служила резиденцией князьям, правившим княжеством Старицким. Тут был особый княжеский двор, особый класс «псарей», «солдат» и разной челяди. Заботами князей построено было много храмов; возникли монастыри - мужской и женский. В те времена это было весьма заметный центр русской общественной, государственной и духовно-нравственной жизни. Вся тогдашняя русская земля очень хорошо знала, что такое Старица и где она расположена, ибо в ней нередко пребывал со всем своим двором такой грозный властитель, как Иоанн IV».
В 1694 году был построен замечательный памятник ансамбля Успенского монастыря - надвратная церковь Иоанна Богослова. Не менее выдающимся сооружением можно считать и монастырскую многоярусную колокольню, построенную в 1686 году. Она играла роль часозвона, а в первом ярусе была расположена часовня над могилой первого русского патриарха Иова, уроженца Старицы.
Позднее, а точнее в 1819 году будет построен и освящен Троицкий собор Успенского монастыря.

Щёлкните для увеличения
Группа монахов Успенского монастыря
Как выглядит сейчас Успенский монастырь можно посмотреть в Фотогалерее

Источник:
АЛЕКСАНДР ШИТКОВ. ГОРОД СТАРИЦА И МЕСТНОЧТИМАЯ ПОДВИЖНИЦА ПЕЛАГИЯ
Сенин С. Древний городок на Волге. - Интернет-сайт eTver.Ru 19.09.2006 по материалам "Караван+Я"
Косточкин В.В. Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI веков. М., Издательство Академии наук, 1962 (фрагмент статьи перепечатан с сайта «Русский город» http://www.russiancity.ru)
Верхнее фото: из коллекции Прокудина-Горского 1910 гг.
СКОРО
22 декабря
День Победы в Бортеневской битве
Осталось 8 дней
Шигоня
Головин И.Г.
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2024
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.021380186080933 сек.