Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
6


 

   

Старицкая старина
Старицкий герб графа Франциска Санти

еральдические правила в начале XVIII века ещё не были знакомы российским живописцам. Не случайно Пётр I для развития этого «дела» приглашает в Россию иностранного специалиста, который «особливо был для сочинения гербов», графа Франциска Санти. Граф, кстати, сразу же по приезде в страну отметил, что его работа «не токмо трудна и мало заобычайна и в других государствах, в здешнем же государстве и весьма до сего часу, как известно, не во употреблении была».

 

Граф Франциск Санти, Франц Матвеевич - в России, итальянец по происхождению, родился в 1683 году в Пьемонте. Он получил образование в Париже, где изучал историю и науки, «близкие к генеалогии». Служил при дворах многих европейских государей, в частности, у ланд-графа Гессен-Гомбурга в качестве обер-гофмаршала и тайного советника. С русским царём Санти встретился в 1717 году в Амстердаме и попросился на службу, имея рекомендательное письмо от ландграфа. Пётр I, желая наладить геральдическую службу, на предложение «знатока геральдики» согласился. Через некоторое время пьемонтский дворянин прибывает в Санкт-Петербург, однако должность получает не сразу. Более двух лет, «находясь на собственном иждивении», он ждал назначения на пост товарища (помощника) герольдмейстера. Из его прошений по поводу жалования явствует, что за это время он «партикулярное своё имение...истощил». И всё же не отбыл обратно в Европу, ибо, как сам писал: «воистину не ради великого или малого жалования я сюда приехал, но ради искреннего желания служить толь великому монарху...»

 

Ф. Санти стоял у истоков российской геральдики. Прежде всего он упорядочил государственную символику, описав согласно геральдическим канонам российский государственный герб. Сохранилась архивная копия этого описания: «Герб его императорского величества с колорами или цветами своими». «Колоры», т.е. финифти, отныне становятся обязательными при изображении в цвете государственного герба и гербов княжеств и царств, входящих в царский титул. За основу Санти взял рисунки «Титулярника» 1672 года, рукописного рисованного справочника, хранившегося в Посольском приказе, придав им строгую геральдическую форму: изменил размещение фигур в щите, по существовавшим правилам применял определённые цвета и металлы, приведя их в строгое соответствие. Санти разработал специальный геральдический словарь или, как он тогда назывался - «лексикон блазонский».

Создавая «генеральный герб» государства, Санти творчески перерабатывал рисунки «Титулярника» - главного для него справочного пособия, где земельные эмблемы изображены в виде прекрасных миниатюр, но без всяких геральдических условностей. Например, при подготовке белозерского герба он отмечал, что не знает, к сожалению, какие именно рыбы изображены в белозерской эмблеме «Титулярника», посему вынужден рисовать произвольно. Работая над гербами Смоленска и Киева,- отмечал, что имеются и другие их изображения в польских гербовниках. В бумагах Санти осталось описание 24 гербов. По документам видно, как тщетно Санти пытался получить сведения о гербе Карелии: он несколько месяцев упрашивал обер-секретаря Коллегии Иностранных дел помочь получить рисунок, запросив его у шведского правительства (часть Карелии в 1721 г. была возвращена Швецией России).

 

Настоящее творчество Санти проявил, составляя гербы российских городов. Новые гербы, которые он создавал при помощи тщательно подобранных рисовальщиков, строились в соответствии с геральдическими и имели реальную основу - описание города, его достопримечательностей. Санти воплощал в рисунке городского герба те сведения, которые по его запросам присылались с мест. Конкретный план работы Санти изложил в записке «Проект Генерального регламента для Геральдической канцелярии». Он писал: «Резной мастер и живописец будут формировать, начертать и писать или малевать герб Его Императорского Величества, всех его королевств и царств, провинций, городов и все гербы шляхетные, которые будут вписаны или даны в оной канцелярии». Считается, что Санти успел сочинить 97 гербов, из которых 39 - вновь сочинённые гербы русских и украинских городов. В Тверской области это гербы Твери, Старицы, Зубцова, Торжка и Торопца.

 

Почти все предложения Санти были реализованы в последующей двухсотлетней работе Герольдмейстерской конторы, затем Герольдии, однако творческая жизнь самого автора сложилась столь неудачно, что осуществить большинство своих планов он не сумел.

 

После того как в 1725 г. скончался император Пётр I, Екатерина Алексеевна пожаловала Франциску Санти звание обер-церемониймейстера, и он продолжал трудиться в созданном великим реформатором геральдическом ведомстве. Однако вскоре был заподозрен в причастности к антиправительственному заговору. 27 мая 1727 г. появился манифест о «винах Антона Девиера с товарищами». Им предъявили обвинение в намерении лишить престола Петра II и передать власть герцогине голштинской Анне Петровне. Среди участников заговора оказался и граф П.А.Толстой, с которым сблизился Санти. Этого обстоятельства было достаточно врагу графа Толстого, всесильному Меньшикову, чтобы без суда и следствия сослать пьемонтского дворянина в Сибирь. Меньшиков послал личное письмо сибирскому губернатору князю В.М.Долгорукому, в котором было сказано: «Понеже де обер-церемониймейстер гр. Санти явился в важном деле весьма подозрителен, того ради его императорское величество указал его отправить из Москвы в Тобольск, а из Тобольска в дальную сибирскую крепость и содержать его там под крепким караулом, дабы не ушёл». Графа Санти переправили в Якутск, оттуда в 1731 г. в Верхоленский округ, где он провёл три года. Иркутский вице-губернатор перевёл графа в Иркутск, вероятно, сжалившись над иностранцем. Однако об этом стало известно в Санкт-Петербурге, откуда пришёл указ перевести государственного преступника в Средний вилюйский острог, где его содержать «под крепким караулом», не давать ни бумаги, ни чернил и «никого к нему не пускать». В указанное место ссылки Санти не попал: его отправили в Усть-Вилюйское зимовье, где условия жизни были и вовсе ужасны. Их описал караульный солдат в донесении, посланном в Сибирский приказ, откуда оно попало в Сенат. «Тот Сантий и караульные, подпрапорщик и солдаты, обретаются при том зимовье и от тамошнего пустынного места и от недовольного к житию строения, живут с ним, Сантием, во всеконечной нужде, понеже в том зимовье, кроме одной юрты, никакого строения нет, да и та де ветхая и без печи; и в зимнее время жить с великою нуждою и хлебов печь негде...» Санти перевели в Енисейск, где он пробыл ещё несколько лет до тех пор, пока Елизавета Петровна не вернула его из Сибири в Санкт-Петербург. Указом от 28 августа 1742 г. ему был возвращён прежний придворный чин обер-церемониймейстера, а несколько позднее пожалован титул действительного тайного советника.

 

Жизненная история графа Франциска Санти закончилась, как видим, довольно удачно. К прежней своей деятельности - герботворчеству он, однако, не вернулся. Умер он в 1758 году в возрасте 75 лет.

 

Герб города Старицы утверждался несколько раз: в 1780, 1857, 1862 (остался без утверждения) годах. Современный герб и флаг города Старицы были утверждены Собранием депутатов Старицкого района Тверской области 18 мая 1999 года.

Геральдическое описание герба гласит: «В серебряном щите старица в зелёной шубе с золотыми застёжками и такой же меховой оторочкой, в червлёной (красной) шапке, также с золотой меховой оторочкой, надетой поверх серебряного платка, и в чёрных сапожках, правой рукой опирающаяся на чёрную клюку».

 

Наиболее известна красивая история, объясняющая появление в гербе Старицы изображения старой женщины, которая сохранилась в летописи Старицкого Успенского монастыря. «Между жителями Старицы крепко держится предание, что до основания Старицы на её месте был город Любим, что город этот был разорён татарами до основания; что при заложении города Старицы на том месте жила одна старуха, укрывшаяся в пещере, от которой город получил название, а на гербе города изображена старуха с посохом. Предание не противоречит ходу исторических событий, записанных в летописи Успенского монастыря»,- писал автор истории Старицкого Успенского монастыря. С этой же легендой многие люди связывают и название города: «старуха - старица».

 

Можно предположить и иную причину появления «старицы» в гербе, связанную с судьбой княгини Ефросиньи Старицкой. Ведь анализ деталей рисунка герба как-то не соответствует облику «бедной старухи». Т-образный посох, на который опирается женщина, - известный атрибут княжеской, царской и церковной власти. Судя по одеянию, в старицком гербе изображена довольно зажиточная горожанка, предметы одежды которой можно отнести к концу XVI - XVII вв.

 

З. КУЗНЕЦОВА

«Новая Старицкая газета», №3-4, 2009 г.
СКОРО
22 декабря
День Победы в Бортеневской битве
Осталось 8 дней
Клады подземелий
Старицкие артефакты
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2024
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.018041133880615 сек.