ремя от Рождества (25 декабря) до Крещения (6 января) называли Святками. В деревне эти дни отмечали весело, особенно любила эти праздники молодежь. Каждый вечер устраивались игрища молодежи в избах. Работу на святочные посиделки, как правило, не брали. Примечательной чертой этого времени было колядование или славление: ходили группами от двора к двору, пели песни, посвященные Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали обычно с церковного песнопения: «Христос рождается, славите» (отсюда и название - «славление»). Хозяева давали колядовщикам (славильщикам) угощение. Так, в селе Крешнево Весьегонского района до сих пор существует обычай печь к Рождеству обрядовое печенье, которое называют коровушками. Это удивительно красивые и вкусные фигурки из теста. Каждая фигурка тоже имеет свое название. Например, птичка, кукушоночек на пенушке, Дед Мазай и зайцы, баская коровушка и так далее. В Крешнево мальчик или девочка приходят в дом в родственникам и говорят: Я - маленький мальчик, Славить не умею. Дайте коровушку - Вон пойду.
В некоторых местах было принято, чтобы славильщики ходили с большой самодельной звездой. Все понимали этот символ, ведь звезда взошла над Вифлеемом, когда родился Христос. Пожалуй, не менее характерно, чем хождение славильщиков, было для святок участие ряженых. Ряженые появлялись на молодежных посиделках (беседах) или обходили дома. Готовили костюмы и маски заранее. Наряжались животными и птицами, бытовыми типами, цыганами, стариками и старухами, свадебными чинами, разбойниками, женщины -- мужчинами, а мужчины - женщинами. В святки очень много играли. Отдельные игры на святочных посиделках давали возможность ведущему или ведущей блеснуть остроумием и выдумкой. Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по содержанию. Во всех играх, включающих поцелуи, парень и девушка, прежде чем целоваться, кланялись друг другу. До сих пор у нас представление о Святках связывается с посиделками. Посиделки, вечерки, беседы устраивались еще с Николина дня или с Покрова, но праздничный характер приобретали с Рождества. Неслучайны и пословицы, существовавшие в народной среде: зима - за морозы, а мужик - за праздники. Лето - для старания, а зима - для гуляния. На рождественские посиделки девки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья, иногда приносили их с собой в узелках и несколько раз переодевались. Звучали веселые, озорные песни про старого мужа, про свекра со свекровью, с которыми (в песне!) молодая невестка не считается, не церемонится. Песни, танцы, разговоры обыкновенно прерывались приходом ряженых. Любимыми масками ряженых в Тверской губернии были «медведь, ломающий, показывающий, как бабы по воду ходят, как девки в зеркало глядятся, как ребятишки воруют чужой горох», и «цыган с цыганкой», «уточки», «козочки». Иногда на посиделки врывалась целая ватага «нечестии». Парни любили наряжаться в белые длинные с рукавами до пола, вывернутые тулупы, надевать изготовленные загодя страшные маски - и в таком виде с шумом и гиком заскакивать в избу и пугать девушек. Когда первый испуг проходил, девушки, конечно же, знавшие о возможности прихода подобных гостей, начинали обороняться и выгонять «нечистую силу». Поскольку игра носила не только веселый и развлекательный характер, но имела и магический смысл (выгнав из дома нечисть, пусть ряженую, были уверены, что обезопасили наступающий год). Ряженые не очень долго сопротивлялись и под радостные крики победителей отступали. Святочные забавы, ряженье продолжалось и днем. Иногда на Святках устраивали настоящие театральные представления. Например, в селе Еськи Бежецкого района разыгрывали «Лодку» («Шлюпку»), а для этого все собирались в каком-нибудь просторном амбаре или у кого-нибудь в большой горнице. Обычно на Святки гадали. Для девушек в этом заключался смысл и цель святочных вечеров. Гадали во все дни Святок, но наиболее важными и значимыми считались гадания накануне Рождества, Нового года, в особенности - в ночь на Крещение. «Собирали кольца, запонки, сережки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою; нарезывали маленькие кусочки хлеба и клали сверх салфетки. Сначала пели песню хлебу и соли и брали кусочки, ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Потом пели песни; по окончании каждой из них трясли блюдо, и один ловил, что попадалось, по одной вещице. Владелица вещи по песне определяла, какая судьба нагадалась». Спустя четверть века в другом конце России - Ржевском уезде Тверской губернии - гадали абсолютно так же: в вечер под Новый год все, даже пожилые, собравшись, только гадают о своей участи и только на следующий год. На Святках (обычно во второй половине их, в «страшные вечера», между Новым годом и Крещением) девушки гадали ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы. Почти везде ходили «слушать» за деревню на перекресток дорог: в какой стороне собака залает - туда и замуж идти. Повсеместно на Святках девушки выходили «снег полоть», гадали с помощью петуха. «Богатый, бедный, вдовец, холостец», - произносили девушки, пересчитывая колья в тыну: на каком слове закончится тын (последний кол, штакетник), таким предстоит быть мужу гадающей. Большинство гаданий можно отнести к общераспространенным, они зафиксированы по всей территории проживания русских. Но конечно, имелись и особые, характерные для только какой-то одной местности. На Святки тверские девушки «веник привязывали» к воротам или у порога, чтобы разметало жениху и сватам дорогу к дому невесты (Весьегонский район, Старицкий район). Страшным, но самым верным считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка. В «страшные вечера», по представлениям крестьян, нечисть становилась особенно активной. Как бы в подражание разыгравшейся нечисти парни от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крыши и закрывали досками трубы - при топке печи избы заполнялись дымом. Парни в Сандовском, Сонковском, Весьегонском, Лесном районах до сих пор поют:
По деревенке пройдем, Что-нибудь да сделаем: Дров поленницу рассыплем Или двери закладем.
Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что после Крещения они прекращались. Чтобы избавиться от нечисти в Богоявленскую ночь накануне Крещения, молодые парни верхом на лошадях носились по всем дворам, били метлами и кнутами по темным углам и закоулкам с криком, визгом, заклинаниями. Вдобавок к этому на окнах, дверях, ставнях рисовали мелом кресты. Заканчиваются Святки с их весельем, гаданиями, ряженьем, праздничным озорством, Иорданью - водосвятием на Крещение.
Людмила КОНЦЕДАЙЛО |