Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
Фрески


 

   

Старицкая старина
История одного пожара (исторический детектив)

тарица… Маленький и уютный городок, удобно расположившийся в одном из самых живописных уголков России. Те, кто хоть раз побывал в нем, навсегда сердцем остается в этом городе. Пережив века разорений и невзгод, Старица, тем не менее, сохранила свой первоначальный облик, свою неповторимость и привлекательность. Как старинная книга, город сумел сохранить свои древние страницы, позволяющие и сегодня, спустя семь столетий, почувствовать аромат ушедших веков, увидеть след седой старины. Каждый дом, каждый камень имеет здесь свою богатую и увлекательную историю.

Одну из таких историй я и хочу поведать. Случилась она в те давние времена, когда Старица еще не была белокаменной и часто подвергалась пожарам. 

Почему же тогда детектив, да еще исторический? Исследуя документы Российского государственного архива древних актов, я наткнулся на один документ, который меня очень заинтересовал. А когда прочитал его подробнее, то ахнул. Ибо история, стоящая за сухими, казенными строками, оказалась на самом деле детективной, с лихо закрученным сюжетом.

Но обо всем по порядку.

 

Итак, осень 1758 года. Суббота, 20 сентября. Ночь. Вдова Агафья Цибина вместо своего сына, который находился в отлучке, по наряду десятского Никиты Пирожникова заступила в ночной караул у рогатки (шлагбаума). Та  располагалась у торговых рядов и закрывала въезд в город. Вдова сменила на этом посту посадского человека Александра Потапова, который ушел домой ужинать. В третьем часу ночи, обходя дозором торговые ряды, она усмотрела в одной из лавок, принадлежащей старичанину Корниле Клушенцову, огонь и подняла крик. На истошный крик вдовы первым прибежал с находящегося неподалеку кружечного двора ларечный (смотритель лавок) Алексей Веревкин. Показав ему на огонь, что горел в лавке, Агафья тем временем побежала на колокольню находившейся рядом с торговыми рядами Богородице-Рождественской (Пятницкой) церкви и стала бить в колокол, созывая народ. Тем временем огонь разгорался, перебросившись на соседние лавки. К тому времени, когда народ сбежался, пожар уже вовсю полыхал. В результате пожара сгорела деревянная кровля и колокольня Пятницкой церкви, старицкая ратуша и земская изба с большинством документов, которые в ней находились; изба, где производилась мелочная торговля солью вместе с амбаром земского старосты, где хранились запасы казенной соли; ямская (конская) изба, кружечный двор и большинство лавок и строений старичан, находившихся поблизости1. 

 

Началось следствие, в ходе которого выяснились следующие подробности. Все главные действующие лица – хозяин лавки Корнила Клушенцов, сторожа Агафья Цибина и Александр Потапов – на допросах в воеводской канцелярии в присутствии воеводы Ивана Извекова и ратмана Старицкой ратуши Степана Луговского показали: причину пожара они назвать не могут, так как в лавках никого не было и близко к ним, тем более с огнем, никто не подходил. Правда, хозяин лавки, Корнила Клушенцов, признался, что в этот день он в первом часу ночи был в лавке. Его девятилетний сын Петр, которому было поручено запереть лавку, забыл запереть одну из дверей.  Корниле пришлось без огня (выделено мною – С.М.) идти ее запирать. После этого он пошел по делам на берег Волги, где остановились на ночь баржи с солью, шедшие во Ржев. Этот факт подтвердил и Александр Потапов. Но тем не менее, повторюсь еще раз, все трое в один голос утверждали под присягой, что причину пожара назвать не могут.

Здесь следует отметить еще один интересный факт. Все лавки – и та, где произошел пожар, и те, что находились рядом, - все они располагались на земле, принадлежащей Богородице-Рождественской (Пятницкой) церкви, и по всем законам там находиться не могли, так как на церковной земле запрещалось возводить светские постройки. И тем не менее они там были. Почему? Откуда?

Богородице Рождественская (Пятницкая) церковь располагалась у подножия Нового Городища, недалеко от места, где  был перевоз через Волгу. Так же мимо церкви шла дорога в город. Рядом находилась Торговая площадь. Так что место было очень удобное и выгодное. И поэтому большинство старичан, занимающихся торговой деятельностью, хотели иметь лавки именно в этом месте. Этим и воспользовался священник церкви отец Алексей, который вместе с дьяконом Иваном Григорьевым начиная с 1727 года начал сдавать жителям города участки церковной земли под лавки и амбары, беря с них в год от трех до шести алтын, в зависимости от места2. Деньги же шли в карман священника.

 

Шли годы, дело отца продолжил его сын Василий, также ставший священником Пятницкой церкви. Лавки продавались и перепродавались, и новые хозяева так же продолжали платить священнику. Когда же случился пожар, то отец Василий сразу же обратился в Старицкое духовное правление с жалобой, что от пожара «на оной церкви Божии крыша вся обгорела, при чем от выбирания из церкви святых образов и иконостасу и всякой церковной утвари воспоследовало оной церкви Божии повреждение и не малой церковным всяким вещам ущерб», и «что де они, опасаясь такова ж случая впредь, о том старичаням посацким людем и государственным крестьянем, чтоб на церковной земле лавок и онбаров и дворов не строили, воспрещали и они де в том их не слушают и оную церковную землю строением занимают по-прежнему и ставят для купецких промыслов на той церковной земле шалаши, и в том оной церкви Божии так и им, священнику с причетники, чинят не малую обиду»3.

Архимандрит Тарасий, глава Старицкого духовного правления, жалобе внял и повелел впредь на «на объявленной церковной земле не как дворов, так лавок и онбаров и шалашей, а так же питейных домов стариченам посацким людем и государственным крестьянем  впредь не строить»4

 

 

Вот и все. Лавки были убраны на Торговую площадь, где в начале XIX века по заказу старицкого купца Дмитрия Федоровича Филиппова старицким архитектором Матвеем Чернятиным были выстроены белокаменные торговые ряды. Тогда же старицким архитектором Матвеем Чернятиным была отреставрирована и перестроена и Богородице Рождественская церковь, ставшая после этого еще прекраснее и величественнее.

 

Так кто же все-таки виноват в пожаре 20 сентября 1758 года? Хозяин лавки Корнила Клушенцов, который все же по неосторожности оставил в лавке огонь и побоялся потом признаться в этом, чтобы не возмещать весь причиненный пожаром ущерб? Или же священники Богородице-Рождественской церкви, которые сдавали за плату участки церковной земли и жили за счет этого, а потом вдруг решили за счет пожара скрыть следы своей деятельности?

История об этом умалчивает, и загадка старицкого пожара 20 сентября 1758 года так и остается тайной за семью печатями.  

 

 

Миронов Сергей Александрович,

краевед, журналист, экскурсовод Краткая

 

Источники:

 1 РГАДА, ф.776, оп.1, 1758 г. (Опись, учиненная старицкия ратушею)

 2 РГАДА, ф.776, оп.1, 1727-1732 гг.

 3 РГАДА, ф.776, оп.1, 1758 г., 29 сентября

 4 там же

  

Опись, учиненная старицкия ратушею

Опись, учиненная старицкия ратушею, коликое число 1758 году сентября против 20 числа в ночи в городе Старице в ряду лавок и кладовых анбаров с товарами и обывательских дворов и протчего во учинившей в лавке стариченина посацкаго человека Корнилы Дмитреева сына Клушенцова пожарной случай погарело все без остатку, а что у кого имян тому значится ниже сего, а именно:                                    Число хоромам.

л.43. у церкви каменной Рождества пресвятыя Богородицы деревянная кровля и з деревянною ж колоколницею

Старицкая ратуша и земская изба с писменными некоторое число деламиотведенная особливая для произведения о купецких торгах споров двоинная изба одна стойка, где соляная мелочная продажа производилас и с одним анбаром, в котором положены были к продажи прошлых лет и сего 758 году порожни соляныя кулье

один анбар кладовой земского старосты, в котором бывает кладка поставочной казенной солистарицкого конского збору изба

старицкой кружечной двор со всем строением

купецких лавок с мелочным и ивочными товары

 

Ивана Афанасева сына Кусовникова

4
Ивана Андреева сына Рогова2
Луки Кусовникова1
л.43 об. Анофрея Брехова1
Алексея Афоносева сына Кусовникова1
Афонасья Замиарскаго2
Петра Денисова сына Епонешникова1
Петра Федорова1
 (детей Епонешниковых)
Мирона Алексеева1
Алексея Прокпева сына Рогова5
Гаврылы Веревкина2
Фотея Двукраева1
л.44. Якова Веревкина1
Алексея Иванова сына Рогова1
Тимофея3
 (Щукиных)
..?.....1
Василя Замиарскаго1
Василя Полтухова2
Степана Киселникова1
Федора Василева сына Филипова1
Андрея Рогова1
Алексея Щеклеева1
Пракофья Масленникова2
Дмитрея Клушенцова2
Петра Науголникова1
Анисима Тулупова1
Тихона Клушенцова1
Василя Щеклеева1
л.44 об. Алфера1
Ивана

(Двукраевых) 1

Игнатья1
Михайлы1
 (Епонешниковых)
Степана1
Ива Кусовникова1
у Семиона Вершинского1
у Карпа Щеклеева1

церковных мелочных ко владению из оброку, кои купцам найимовутца  

 3
 Итого: 54
Купецких же и прочих чинов людей кладовых с хлебом и протчим товаров анбаров: 
у Якова Афоносева сына Кусовникова3
у Алексея Рогова1
у Алексея Лукьянова сына Двукраева1
у Федора Василева сына Филипова3
у Алфера да Игнатья Двукраева1
л.45. Старицкой канцелярии канцеляриста Ефима Сусленникова     1 
Ивана Пятнитцкова2
Дмитряя Клушенцова1
Прокопия Масленникова3
Федора да Ивана Филиповых 3
Петра Науголникова1
Андрея Андрева сына Рогова1
Тимофея Щукина1
Василя Залтарского1
Григоря Залтарского1
 Итого: 28
Купецких дворов 
Андрея Науголникова1
Федора Филипова1
Дементья Клушенцова1
Еремея Науголникова1
л.45 об. Сергея Чернятина1
Матвея Чернятина1

Трофима Потапова

1

Никифора Чертороева1
Андрея Цыбина1
Александр Потапова1
Григоря Симонова1
Афонася Потапова1
Сергея Чертороева1
 Итого: 13
Церковных служителей 
попа Василя Алексеева1
дъякона Кирилы Федорова1
дъячка Ивана Василева1
Старицкой канцелярии служителей канцеляристов 
Семена Пятницкова1
Ивана Пятницкова1
Федора Сидорова сына Гашунина1
л.46. Федора Михаилова сына Гашунина1
Ивана Гашунина1
салдата Логвина Куракина1
да города Старицы государственных крестьян1
Ивана Ермолаева сына Кривошеина1
Андрея Еводзева1
две богодилни2
 Итого: 13
Итого разных чинов дворов в горении26

 

СКОРО
27 ноября
День памяти священно мучеников Феодора, Михаила, Александра (Чекалова), Алексия (Нечаева) 80 ЛЕТ!
Осталось 6 дней
Михаило-Архангельский собор
Сабакин
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2017
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.034363985061646 сек.