тарица… Маленький и уютный городок, удобно расположившийся в одном из самых живописных уголков России. Те, кто хоть раз побывал в нем, навсегда сердцем остается в этом городе. Пережив века разорений и невзгод, Старица, тем не менее, сохранила свой первоначальный облик, свою неповторимость и привлекательность. Как старинная книга, город сумел сохранить свои древние страницы, позволяющие и сегодня, спустя семь столетий, почувствовать аромат ушедших веков, увидеть след седой старины. Каждый дом, каждый камень имеет здесь свою богатую и увлекательную историю. Одну из таких историй я и хочу поведать. Случилась она в те давние времена, когда Старица еще не была белокаменной и часто подвергалась пожарам. Почему же тогда детектив, да еще исторический? Исследуя документы Российского государственного архива древних актов, я наткнулся на один документ, который меня очень заинтересовал. А когда прочитал его подробнее, то ахнул. Ибо история, стоящая за сухими, казенными строками, оказалась на самом деле детективной, с лихо закрученным сюжетом. Но обо всем по порядку. Итак, осень 1758 года. Суббота, 20 сентября. Ночь. Вдова Агафья Цибина вместо своего сына, который находился в отлучке, по наряду десятского Никиты Пирожникова заступила в ночной караул у рогатки (шлагбаума). Та располагалась у торговых рядов и закрывала въезд в город. Вдова сменила на этом посту посадского человека Александра Потапова, который ушел домой ужинать. В третьем часу ночи, обходя дозором торговые ряды, она усмотрела в одной из лавок, принадлежащей старичанину Корниле Клушенцову, огонь и подняла крик. На истошный крик вдовы первым прибежал с находящегося неподалеку кружечного двора ларечный (смотритель лавок) Алексей Веревкин. Показав ему на огонь, что горел в лавке, Агафья тем временем побежала на колокольню находившейся рядом с торговыми рядами Богородице-Рождественской (Пятницкой) церкви и стала бить в колокол, созывая народ. Тем временем огонь разгорался, перебросившись на соседние лавки. К тому времени, когда народ сбежался, пожар уже вовсю полыхал. В результате пожара сгорела деревянная кровля и колокольня Пятницкой церкви, старицкая ратуша и земская изба с большинством документов, которые в ней находились; изба, где производилась мелочная торговля солью вместе с амбаром земского старосты, где хранились запасы казенной соли; ямская (конская) изба, кружечный двор и большинство лавок и строений старичан, находившихся поблизости1. Началось следствие, в ходе которого выяснились следующие подробности. Все главные действующие лица – хозяин лавки Корнила Клушенцов, сторожа Агафья Цибина и Александр Потапов – на допросах в воеводской канцелярии в присутствии воеводы Ивана Извекова и ратмана Старицкой ратуши Степана Луговского показали: причину пожара они назвать не могут, так как в лавках никого не было и близко к ним, тем более с огнем, никто не подходил. Правда, хозяин лавки, Корнила Клушенцов, признался, что в этот день он в первом часу ночи был в лавке. Его девятилетний сын Петр, которому было поручено запереть лавку, забыл запереть одну из дверей. Корниле пришлось без огня (выделено мною – С.М.) идти ее запирать. После этого он пошел по делам на берег Волги, где остановились на ночь баржи с солью, шедшие во Ржев. Этот факт подтвердил и Александр Потапов. Но тем не менее, повторюсь еще раз, все трое в один голос утверждали под присягой, что причину пожара назвать не могут. Здесь следует отметить еще один интересный факт. Все лавки – и та, где произошел пожар, и те, что находились рядом, - все они располагались на земле, принадлежащей Богородице-Рождественской (Пятницкой) церкви, и по всем законам там находиться не могли, так как на церковной земле запрещалось возводить светские постройки. И тем не менее они там были. Почему? Откуда? Богородице Рождественская (Пятницкая) церковь располагалась у подножия Нового Городища, недалеко от места, где был перевоз через Волгу. Так же мимо церкви шла дорога в город. Рядом находилась Торговая площадь. Так что место было очень удобное и выгодное. И поэтому большинство старичан, занимающихся торговой деятельностью, хотели иметь лавки именно в этом месте. Этим и воспользовался священник церкви отец Алексей, который вместе с дьяконом Иваном Григорьевым начиная с 1727 года начал сдавать жителям города участки церковной земли под лавки и амбары, беря с них в год от трех до шести алтын, в зависимости от места2. Деньги же шли в карман священника. Шли годы, дело отца продолжил его сын Василий, также ставший священником Пятницкой церкви. Лавки продавались и перепродавались, и новые хозяева так же продолжали платить священнику. Когда же случился пожар, то отец Василий сразу же обратился в Старицкое духовное правление с жалобой, что от пожара «на оной церкви Божии крыша вся обгорела, при чем от выбирания из церкви святых образов и иконостасу и всякой церковной утвари воспоследовало оной церкви Божии повреждение и не малой церковным всяким вещам ущерб», и «что де они, опасаясь такова ж случая впредь, о том старичаням посацким людем и государственным крестьянем, чтоб на церковной земле лавок и онбаров и дворов не строили, воспрещали и они де в том их не слушают и оную церковную землю строением занимают по-прежнему и ставят для купецких промыслов на той церковной земле шалаши, и в том оной церкви Божии так и им, священнику с причетники, чинят не малую обиду…»3. Архимандрит Тарасий, глава Старицкого духовного правления, жалобе внял и повелел впредь на «на объявленной церковной земле не как дворов, так лавок и онбаров и шалашей, а так же питейных домов стариченам посацким людем и государственным крестьянем впредь не строить…»4 Вот и все. Лавки были убраны на Торговую площадь, где в начале XIX века по заказу старицкого купца Дмитрия Федоровича Филиппова старицким архитектором Матвеем Чернятиным были выстроены белокаменные торговые ряды. Тогда же старицким архитектором Матвеем Чернятиным была отреставрирована и перестроена и Богородице Рождественская церковь, ставшая после этого еще прекраснее и величественнее. Так кто же все-таки виноват в пожаре 20 сентября 1758 года? Хозяин лавки Корнила Клушенцов, который все же по неосторожности оставил в лавке огонь и побоялся потом признаться в этом, чтобы не возмещать весь причиненный пожаром ущерб? Или же священники Богородице-Рождественской церкви, которые сдавали за плату участки церковной земли и жили за счет этого, а потом вдруг решили за счет пожара скрыть следы своей деятельности? История об этом умалчивает, и загадка старицкого пожара 20 сентября 1758 года так и остается тайной за семью печатями. Миронов Сергей Александрович, краевед, журналист, экскурсовод Опись, учиненная старицкия ратушеюОпись, учиненная старицкия ратушею, коликое число 1758 году сентября против 20 числа в ночи в городе Старице в ряду лавок и кладовых анбаров с товарами и обывательских дворов и протчего во учинившей в лавке стариченина посацкаго человека Корнилы Дмитреева сына Клушенцова пожарной случай погарело все без остатку, а что у кого имян тому значится ниже сего, а именно: Число хоромам. л.43. у церкви каменной Рождества пресвятыя Богородицы деревянная кровля и з деревянною ж колоколницею Старицкая ратуша и земская изба с писменными некоторое число деламиотведенная особливая для произведения о купецких торгах споров двоинная изба одна стойка, где соляная мелочная продажа производилас и с одним анбаром, в котором положены были к продажи прошлых лет и сего 758 году порожни соляныя кулье один анбар кладовой земского старосты, в котором бывает кладка поставочной казенной солистарицкого конского збору изба старицкой кружечной двор со всем строением купецких лавок с мелочным и ивочными товары Ивана Афанасева сына Кусовникова | 4 | Ивана Андреева сына Рогова | 2 | Луки Кусовникова | 1 | л.43 об. Анофрея Брехова | 1 | Алексея Афоносева сына Кусовникова | 1 | Афонасья Замиарскаго | 2 | Петра Денисова сына Епонешникова | 1 | Петра Федорова | 1 | | (детей Епонешниковых) | Мирона Алексеева | 1 | Алексея Прокпева сына Рогова | 5 | Гаврылы Веревкина | 2 | Фотея Двукраева | 1 | л.44. Якова Веревкина | 1 | Алексея Иванова сына Рогова | 1 | Тимофея | 3 | | (Щукиных) | ..?..... | 1 | Василя Замиарскаго | 1 | Василя Полтухова | 2 | Степана Киселникова | 1 | Федора Василева сына Филипова | 1 | Андрея Рогова | 1 | Алексея Щеклеева | 1 | Пракофья Масленникова | 2 | Дмитрея Клушенцова | 2 | Петра Науголникова | 1 | Анисима Тулупова | 1 | Тихона Клушенцова | 1 | Василя Щеклеева | 1 | л.44 об. Алфера | 1 | Ивана | (Двукраевых) 1 | Игнатья | 1 | Михайлы | 1 | | (Епонешниковых) | Степана | 1 | Ива Кусовникова | 1 | у Семиона Вершинского | 1 | у Карпа Щеклеева | 1 | церковных мелочных ко владению из оброку, кои купцам найимовутца | 3 | | Итого: 54 | Купецких же и прочих чинов людей кладовых с хлебом и протчим товаров анбаров: | | у Якова Афоносева сына Кусовникова | 3 | у Алексея Рогова | 1 | у Алексея Лукьянова сына Двукраева | 1 | у Федора Василева сына Филипова | 3 | у Алфера да Игнатья Двукраева | 1 | л.45. Старицкой канцелярии канцеляриста Ефима Сусленникова 1 | | Ивана Пятнитцкова | 2 | Дмитряя Клушенцова | 1 | Прокопия Масленникова | 3 | Федора да Ивана Филиповых | 3 | Петра Науголникова | 1 | Андрея Андрева сына Рогова | 1 | Тимофея Щукина | 1 | Василя Залтарского | 1 | Григоря Залтарского | 1 | | Итого: 28 | Купецких дворов | | Андрея Науголникова | 1 | Федора Филипова | 1 | Дементья Клушенцова | 1 | Еремея Науголникова | 1 | л.45 об. Сергея Чернятина | 1 | Матвея Чернятина | 1 | Трофима Потапова | 1 | Никифора Чертороева | 1 | Андрея Цыбина | 1 | Александр Потапова | 1 | Григоря Симонова | 1 | Афонася Потапова | 1 | Сергея Чертороева | 1 | | Итого: 13 | Церковных служителей | | попа Василя Алексеева | 1 | дъякона Кирилы Федорова | 1 | дъячка Ивана Василева | 1 | Старицкой канцелярии служителей канцеляристов | | Семена Пятницкова | 1 | Ивана Пятницкова | 1 | Федора Сидорова сына Гашунина | 1 | л.46. Федора Михаилова сына Гашунина | 1 | Ивана Гашунина | 1 | салдата Логвина Куракина | 1 | да города Старицы государственных крестьян | 1 | Ивана Ермолаева сына Кривошеина | 1 | Андрея Еводзева | 1 | две богодилни | 2 | | Итого: 13 | Итого разных чинов дворов в горении | 26 |
|