Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
Пятницкая церковь


 

   

История города
На прифронтовой земле

В ходе Калининской наступательной операции с 5 декабря 1941 по 7 января 1942  года Старицкий район был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. За Ржев развернулись ожесточенные бои, длившиеся до его освобождения 3 марта 1943 года. И все это время Старицкий район был прифронтовым. У нас же базировались на 4 аэродромах истребительные и бомбардировочные полки, принимавшие участие в боях на Ржевском направлении. 

Председатель совета ветеранов 225 штурмовой авиационной Рижской дивизии /ШАРД/ полковник в отставке А. П. Лемешко в своем письме сообщил мне, что  614 ночной бомбардировочный полк базировался   на аэродроме Красное-Максимово. Это меня заинтересовало. Решил уточнить.

Обратился к ветерану труда  Богомаз /Ключенковой/ Маргарите Ивановне. Она побывала у старожилов с. Красное и д. Слобода Александры Петровны Бобровой, Марии Михайловны Ивановой, Таисии Васильевны Гадаловой, Софьи Ивановны Алексеевой. Они, вспоминая, рассказали, что зимой и весной 1942 года на Слободском поле недалеко от Красного был аэродром. Двухкрылые самолеты летали бомбить в район Ржева. Местные жители ходили расчищать аэродром   от снега, а весной засыпали гравием, привозимым на полуторках. А. П. Боброва помнит, что вдоме у ее родителей в д.Слобода жилилетчики Мелецкий, Корнаухов, Валишев, Силин.

  
М. Богомаз.jpg
      М. Богомаз

 

 
В. Верещинский.jpg
       В. Верещинский
 

Из письма А.П. Лемешко мне стало известно, что 614 НБАП был сформирован в ноябре 1941 года на базе военного летнего училища в г.Тоцкое Оренбургской области. На вооружении находился самолет Р-5 (легкий бомбардировщик), имеющий бомбовую нагрузку 800 кг. Экипаж каждого состоял из 2 человек (летчика и штурмана). Командиром полка был капитан Владимир Николаевич Верещинский. Начальником штаба -  капитан Василий Иванович Монаков

На фронт полк перебазировался железнодорожным эшелоном Тоцкое-Куйбышев-Москва-Калинин (Торжок).

С 17 января по 12 апреля 1942 года  полк базировался, как уточнилось, на полевом Слободском аэродроме. В тесном взаимодействии с кавалерийскими  танковыми корпусами он участвовал в боевых действиях на Ржевском направлении, где в это время шли бои. Боевые вылеты осуществлялись и в ночное, и в дневное время. За это время проведено 604 боевых вылета (налет 756 часов), из них 161 вылет произведен с посадкой в глубоком тылу   врага.  В боях особо отличились летчики лейтенант Акимов, ст. лейтенант Шуралев, лейтенант ЦгоевХолкин, Симонов.

 

 

 

  В ходе боевых действий полк потерял 4 экипажа. Вот имена погибших летчиков : Михаил Митрофанович Пахомов, Владимир Мышелов, Сергей Владимирович Ермаков, Александр Евграфович Кулаков, Дмитрий Петрович Холкин, Семен Николаевич Усков, Александр Петрович Ефремов, Андрей Владимирович Головин, Иосиф Николаевич Гребенников.

Авиационные снаряды  складировались в лесу близ д. Искрино – подальше от аэродрома. При перебазировании оставшиеся бомбы были закрыты землей. И только через 66 лет их обнаружили. 22 августа 2007 года 19 бомб были взорваны специальной командой.

С 14 апреля 1942 года с 614 НБАП отбыл в Куйбышев для переформирования и переучивания на самолеты ИЛ-2 (штурмовик), после чего переименован в 614 штурмовой авиаполк. В июле 1942 года полк прибыл на Брянский фронт. 4 мая 1943 года ему присвоено собственное наименование  - «Курский» (614 ШАКП). А 3 сентября 1943 года преобразован в 118 гвардейский ШАКП. Личный состав полка встретил окончание войны на территории Литовской ССР. Пяти летчикам присвоено звание Героя Советского Союза.

… В один из летних дней в небе над Красновской округой послышался гул самолетов. Вспоминая об этом, М. И. Богомаз говорит, что на аэродром между Красное и Грыжнево совершали посадку самолеты. Как она описывает боевую технику, это были истребители И-16.

На этом аэродроме в июле-августе 1942 года базировался 5-й гвардейский авиационный полк. Летчики жили в домах села Красное. «Помню, - говорит Маргарита Ивановна, - мама угощала летчиков огурцами».

5 гвардейский авиаполк участвовал в боевых действиях над ржевской землей. Когда летчики собирались вместе, пели песню. Припев к ней помнит Маргарита Ивановна Богомаз:

 

Лети, лети,

Туча громовая,

Бомбить фашистов

Метко свысока.

Лети с нами,

Песня боевая,

Славянского пятого

            гвардейского полка.

***

 

Ветеран педагогического труда Прасковья Петровна Черкасова пишет, что Старицкий аэродром (в двух километрах от города) был построен до войны. Он использовался гражданской авиацией. В начале войны молодежь (П. П. Черкасова только что окончила Степуринскую среднюю школу) мобилизовали на оборонные работы в Старицу. Разбили на бригады и определили на работу на аэродром. За каждой бригадой был закреплен участок. Выкорчевывали кустарники, засыпали ямки. Трудились весь световой день. Дума была одна: качественно, в срок сдать этот важный объект.

С марта  1942 по март 1943 года на Старицком аэродроме базировался 728 истребительный авиационный полк, сформированный в Средней Азии на базе эвакуированного Чугуевского авиационного училища.                     

В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой, в это время полк был переведен на Северо-Западный фронт, а в марте 1943 года – на Калининский фронт с базированием на Старицком аэродроме. На вооружении полк имел изношенные истребители И-16. Но летчики сражались героически, мужественно, невзирая на количественное и качественное превосходство истребителей противника «Мессершмит».

На Старицком аэродроме в этот период проходили фронтовые испытания самолета новой конструкции И-185. Они проводились под руководством знаменитого летчика, Героя Советского Союза, командующего 3-й Воздушной армии генерал-майора М. Громова. Летчик А.Боровых сбил три немецких самолета. Однако в серию  И-185 не попал.

В начале марта 1943 года 728 авиаполк одним из последних на Калининском фронте сменил самолет И-16 на более современный ЯК-7 и после пополнения в мае 1943 года был переброшен на  Курскую дугу.  

 

***

 

Нина Михайловна Седова, бывший   председатель исполкома Сидоровского сельсовета - свидетель как военных, так и послевоенных лет. Она помнит, как в августе 1941 года был построен полевой военный аэродром,  который   начинался от огородов села Мичково до Ионинского леса. Строили аэродром преимущественно молодежь и женщины из прилегающих к Мичкову деревень. Они чистили и выравнивали большое поле, выкапывали кусты. На каждой стороне аэродрома было 4 стоянки. Во время строительства  аэродрома в Мичково прибыл 127 батальон аэродромного обслуживания (БАО). С окончанием строительства на аэродроме приземлились пикирующие бомбардировщики ПЕ-2. Самолеты по заданию вылетали и бомбили вражеские колонны и объекты.

 
Н. Седова.jpg
            Н. Седова
 

Шел октябрь 1941 года. Наступление немецких войск на Москву вынудило  командование срочно эвакуировать боевые самолеты и обслуживающий персонал. Тронулся в путь 127 БАО, погрузив на автомашины технику и имущество. Остались на опушке леса бомбы и секретные по тому времени снаряды. Их решено было перевезти вторым рейсом. Наступление фашистов отрезало Мичково от наших войск. В тылу врага осталось около тридцати тонн бомб и 22 совершенно секретных реактивных снаряда. Нужно было сделать все возможное и невозможное, чтобы боеприпасы эти не попали в руки немцев.

Добровольно выполнить это важнейшее задание вызвались старший техник-лейтенант БАО Г.С. Ростовщиков и сержант А. Краве. Они пошли в тыл врага. Председатель колхоза «Искра» (д.Ионино) И.Д.Молодцов подобрал для опасной работы 28 человек. В ночь с 20  на 21 октября 1941 года буквально под носом у немцев колхозники надежно спрятали от врага все боеприпасы.

Накануне в колхозе имени XVII партсъезда (д. Мошино) в присутствии Ростовщикова и Краве колхозники, руководимые председателем Марией Ивановной Яковлевой, в шохе (риге) зарыли от глаз врага  180 ящиков снарядов  и патронов от авиационных пушек и пулеметов. Так патриоты спасли боеприпасы от врага.

Летом 1942 года бомбардировочный полк вновь приземлился на Мичковском аэродроме, выполняя боевые задания Калининкого фронта.

«Зимой 1942/1943 г., - вспоминает Н. М. Седова, - молодежь и женщины из прилегающих к Мичково деревень ежедневно отправляли на расчистку аэродрома. Возвращались вечером. А я с подругами ходила из Бокова за 9 км. Было холодно, одеты были плохо, но никто не жаловался, понимая, что мы помогаем фронту. Вскоре Боковскую группу из 8 человек отправили на разборку снарядов в землянке. Здесь было теплее. Ожили. Работа оказалась нелегкой, так как ленты  снарядов были тяжелые. Но мы понимали, что своим трудом помогаем летчикам бить врага».

После разгрома гитлеровских войск на Ржевском плацдарме самолеты, взлетев с Мичковского аэродрома, взяли курс на новое место базирования.      

 

Жители района своим трудом оказали неоценимую помощь летчикам авиаполков в разгроме немецко-фашистских захватчиков. И сегодня старичане хранят память о летчиках, сражавшихся и погибших при освобождении нашей земли.

 

 

А. ВЕРШИНСКИЙ,

краевед, с. Емельяново

Статья перепечатана с сокращениями из «НСГ» № 51 от 19 декабря 2008 г.

СКОРО
18 апреля
День памяти Святителя Иова
Осталось 20 дней
Морские волки земли Старицкой
Тайна одного пожара
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2024
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.020180940628052 сек.