Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
3


 

   

История города
Как завлечь туриста в Старицу

убернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, вступив в должность и осмотревшись вокруг, объявил курс на туризм: "Тверская область богата водными, лесными и земельными ресурсами, поэтому обладает чрезвычайными возможностями для развития отдыха. Я как губернатор всемерно поощряю развитие рекреационной индустрии, в том числе и экологический туризм". Близость к Москве, автомагистраль Москва - Санкт-Петербург (пусть пока являющаяся скорее национальным позором, чем магистралью), малонаселенность, убыточность сельского хозяйства теперь решено считать не недостатками, а особенностями региона. Потому что в остатке - обширные леса, болота, многочисленные озера, две крупнейшие европейские реки - Волга и Западная Двина, что берут начало в области, Селигер, охота, рыбалка, грибы, клюква...

Помимо экологического, есть еще туризм культурный, паломнический, в общем, «рекреационный потенциал» губернии позволяет мечтать, строить планы, пытаться привлекать инвестиции, в том числе иностранные, «для строительства инфраструктуры туристического бизнеса». В том числе объявлять программу «Путь культурного наследия».

В Тверской области 14 городов имеют статус «Памятник градостроительства». Есть экскурсионный маршрут «Пушкинское кольцо Верхневолжья». Туристические фирмы при этом сетуют, что, несмотря на все эти богатства, желающих ими полюбоваться, совсем немного. В комитете по туризму Тверской области сформулировали две главные проблемы, «сдерживающие развитие туризма»: отсутствие туристского потока и комфортабельных средств размещения.

Но главным и, как правило, не сознаваемым пороком существующего предложения является отсутствие объекта притяжения. Ради чего потенциальный турист направится именно сюда? Что он может увидеть здесь такого, чего нет в других местах? Для массового туриста нужно придумать обаятельный и неповторимый имидж, сочинить гений этому месту. Эта колоссальная работа стоит не дешево, однако именно на ней обычно и экономят. Кажется, что стоит отреставрировать здания и открыть несколько гостиниц и ресторанов, и все наладится. Сами поедут изучать отечественную историю, осматривая типовые храмы и вчитываясь в дурную смесь казенных и псевдозадушевных штампов путеводителя.

Но если для расцвета туристического бизнеса этого явно недостаточно, для отдельных любителей путешествий по отечеству ничего особенного не нужно, напротив, отсутствие туристического глянца для них главная приманка. И можно считать удачей, что рядом с Москвой находятся если и не совсем нехоженые, то все-таки еще почти нетронутые культурные заповедники.

 

В городе Старица знаменитый Спасо-Успенский монастырь с трапезной и шатровой церковью Введения, построенной по приказу Ивана Грозного, равно как и история последнего независимого удельного князя Владимира Старицкого, проявившего абсолютную лояльность к Кремлю, но тем не менее отравленного подозрительным Иваном Грозным, создают городу отменную культурную репутацию. К тому же из Старицы можно съездить в Берново, где в 1971 году был восстановлен барский дом и в нем открыт музей Пушкина, и Малинники - места, принадлежащие тригорским Вульфам, друзьям и соседям семьи Пушкиных. Поэт не раз гостил в их имениях, сохранились письма, в которых он с усмешкой описывает, как простодушные соседи ездили посмотреть на столичную знаменитость, как «на собаку Мунито» (был тогда такой аттракцион с дрессированной собачкой), и как соседские дети, которым отец Анны Керн обещал, что приедет Пушкин - «весь сахарный, а зад его яблочный», «увидев, что я не сахарный, а кожаный, совсем опешили». Сегодня туристов по-прежнему можно собрать «на Пушкина», и пушкинская карта одна из козырных в колоде нового туристического бизнеса. В советское время именем Пушкина, как волшебным заклинанием, пытались спасти от расхищения и вполне не зависимые от него ценности. Так случилось, например, с усадьбой Чукавино, принадлежащей знакомцу Пушкина Ивану Ермолаевичу Великопольскому. Встречались они в основном за карточным столом, где менялись удачей. Великопольский писал пьесы и стихи, публиковал свои стансы и даже был адресатом нескольких вежливых пушкинских записок и одной эпиграммы. Умер он в 1868 году, похоронен в своем имении Чукавино, где до сих пор на заросшем травой старом кладбище наполовину ушедший в землю лежит его могильный камень. Дом же и парк сохранились, хотя и не в лучшем состоянии, а на доме висит мемориальная доска, где нет имени владельца, зато сообщается, что здесь проживал некий доктор Мудров, «лечивший семью Пушкина».

Когда-то дом был образцовым для своего времени, Великопольский, уйдя в отставку, увлеченно занимался хозяйством - он любил рационализацию, применял европейские технологии, закупал новейшее оборудование. Усадьба имела передовую по тем временам систему отопления, вентиляции, водоснабжения, великолепные подвалы для хранения продуктов, а также мастерскую, каретный двор, винные погреба. В советское время в Чукавино был интернат, потом усадьбу передали на баланс завода «Центросвар», который начал было восстановление Владимирской церкви и здания усадьбы - изящного каменного особняка в классическом стиле для размещения в ней базы отдыха, но, видимо, в перестройку угас. Чукавино, вместе с 30 гектарами земли, перешло по договору об аренде союзу бывших заключенных ГУЛАГа "Возвращение", для создания сельхозартели. Сейчас на эти земли претендует то ли областная администрация, то ли лично Дмитрий Зеленин - рядом, на территории бывшего пионерлагеря, находится Центр ездового собаководства Тверской области "Чу", который губернатор поддерживает. Во всяком случае всех, кто проходит к усадьбе, предупреждают, что территория частная и охраняется собаками (А как же свободный доступ к памятникам культуры? - А.Г.), конечно, не ездовыми. Есть, впрочем, сведения о некотором проекте, разработанном коллективом ООО НПИЦ «Геоэкология» в 2001 году: Чукавино предстояло стать центром «Старицкого историко-туристического парка», с головным офисом и гостиницей, но этот план, победивший, кстати, в федеральном конкурсе в 2002 году и получивший 10 млн руб. бюджетных средств, поступивших в Тверское областное казначейство и даже полностью где-то истраченных, почему-то больше никем не рассматривается.

Если ехать в Старицу из Твери, то по дороге можно завернуть в Иванищи, где сохранилась церковь 1543 года постройки - все, что осталось от богатого когда-то Иванищенского монастыря. Место очень живописно, храм сейчас активно реставрируют, купола колокольни уже обшили жестью ярко-синего цвета, везде навалены горы местного известняка - старицкого мрамора. Его добывали в знаменитых каменоломнях под Щаповой горой.

Сейчас на месте старых старицких шахт остались пещеры - катакомбы длиной до 14 км, говорят, что они очень популярны у туристов-спелеологов. Правда, попасть в них не удалось. В лучших традициях активиста и предпринимателя Остапа Бендера кто-то решил, что за вход в пещеры стоит брать деньги, но поскольку просто встать у провала показалось неловко, начали строительство некоего бетонного сооружения, где на одном этаже планируется сделать бар или ресторан, а на другом когда-нибудь будет отличный парадный подход для желающих погулять по катакомбам. Пока стройка идет вяло, но вход в пещеры закрыт, и одинокий сторож скучает в строительном вагончике.

Куда более бодро работы идут в самом Свято-Успенском монастыре. Его взял под свою опеку Виктор Христенко, создав фонд помощи, в который вошли столичные предприниматели. В 2005 году отмечали 895 лет монастырю, и к этому празднику было специально отлито 12 колоколов, ожививших 85 лет молчавшую колокольню. Уже заново отделан или, точнее, отстроен монастырский братский корпус, заново выпиливают ступени к одному из стоящих в строительных лесах храмов. А к 900-летию обители обещают отреставрировать уже ее целиком.

Музей в Старице основан был в 1919 году. Начало его собранию положил еще до революции один из местных энтузиастов, потом за дело взялся внук знаменитого скульптора Евгений Клодт, спасая под музейной сенью все ценное из реквизированных имений, но когда наступила эпоха централизации, большинство экспонатов забрали в Москву и Питер. Остальное погибло во время Отечественной войны. Так что сегодня музей беден, даже аскетичен. Копии фотографий, скудные поясняющие надписи, и только в археологическом разделе посетителей радуют знакомые по советским школьным экскурсиям диорамы: «Вид древнего городища дьяковского периода» и реконструированная «Старицкая крепость». Еще удивляют долбленки -- лодки, вытесанные из одного ствола, причем изготовленные в XIX веке. Возможно, малый интерес к истории связан у нас именно с ее отсутствием? С тем, что большинство населения до сих пор живет в средневековье, с тем же уровнем комфорта и с тем же отсутствием историзма в сознании?

Вот, например, что делать с советским наследием? С памятниками, строениями, названиями? Пока это и есть обветшавшая, но живая среда обитания горожан, все еще прописанных по адресам: ул. Карла Маркса, ул. Кирова, ул. Дзержинского. Переименовывать их не стали - дорого. Но и отрефлексировать их наличие нет желания. В тех местах, где появились деньги, все следы прошедших десятилетий уничтожаются, и место живого городского пространства занимают стилизованные под определенную историческую эпоху декорации - это касается и храмов, и светской застройки.

Меж тем советская модель жизни остается по существу единственной реальностью. В той же Старице, видимо, в расчете на приезды знаменитых гостей отремонтировали ресторан «Райпо», где теперь столы накрыты шелковыми скатертями в тон занавесям, где работает кондиционер и висят репродукции в той же желто-зеленой гамме, что модный текстиль. Однако интерьер, при всей новизне и качественной отделке, все равно воспроизводит заводскую столовую 60-х годов. Советским, то есть иждивенческим и безответственным, кажется и отношение к своим городам их жителей, охотно ругающих «чужаков», «москвичей», «олигархов», скупающих лучшие земли области, и в то же время никто из них не выйдет с косой на пригорок, просто чтобы не зарастала бурьяном родная улица.

Именно в глухой российской провинции, с ее бедностью и неизменностью, особенно хорошо заметно, что никаких иных моделей поведения, кроме советских, в глубинах нашего общества по-прежнему нет. Хотя туристические компании, учитывая новые веяния, сочиняют развлекательные туры «с изюминкой». Например, предлагают «Забавы древних славян»: «Встреча туристов с чарочкой, фольклорной группой, хороводами, песнями. Театрализованное шоу военно-исторического клуба, где древнерусские воины проведут показательные бои на ролевом и железном оружии. Туристы и сами лично смогут принять участие в воинских потехах наших предков. Заканчивается представление пикником (русские щи, шашлыки, разносолы, чарочка)». Казалось бы, чего же лучше...


Алена СОЛНЦЕВА

 

Источник: Солнцева А. Тверской треугольник. - Время новостей, N°130, 25 июля 2006 г.

Перепечатано с сокращением с сайта www.vremya.ru

 

СКОРО
8 октября
День Памяти Святителя Германа
Осталось 20 дней
Старичане-книжники
Грамота для купцов и мещан
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2024
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.030586957931519 сек.