Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
Купола


 

   

Старицкая старина
Старичане-книжники
ак сложилось исторически, что в конце XVI века на роль одного из главных мест, где вершилась русская история, выходит маленький тверской городок Старица. Сюда часто заглядывает Иван Грозный, отсюда родом два великих деятеля Русской Церкви.
Один их них - первый патриарх Московский и всея Руси Иов, второй- организатор обороны Троице-Сергиевой лавры и идейный вдохновитель одоления Смуты в 1612 году преподобный Дионисий Радонежский. Оба они были одними из самых образованных людей своего времени. Соответственно, и в наши дни к их наследию неоднократно обращаются историки и филологи.
Однако при изучении архивов и рукописных собраний обнаруживается, что и у Иова, и у Дионисия было немало помощников. И это были люди далеко не простые. Книжники, писатели, редакторы сборников, наконец, честные и мужественные люди, какими Русь выбралась из тьмы Смуты. Каково же будет наше удивление, когда мы узнаем, что они были, как и Иов и Дионисий, старичане.
Первого такого “стариченина”, о котором мы знаем, звали Мисаил Гневашев. Этот высокопрофессиональный мастер переписал для теряющего зрение патриарха Иова (еще митрополита) Служебник (1588 г., ГИМ, Воскр. 6, бум.) и Требник (кон. XVI в., ГИМ, Син. 309). Как отмечает Л.М. Костюхина, первая из рукописей написана, скорее всего, в Москве, а вторая - в Старице, о чем говорит и надпись: “Книга потребник, а писал ее по патриархове приказу старец Мисаил Гневашев в Старице”. Гневашев был не единственным писцом обеих рукописей. Вместе с ним работали еще два писца. Тот, который был напарником Гневашева по “Служебнику” 1588 г., отметился еще четыре раза - его руке принадлежат личные книги патриарха Иова: два Служебника, Часослов и, частично, Канонник. Мы не знаем имени и происхождения этого мастера. Третий мастер, работавший с Мисаилом Гневашевым в Старице в конце XVI в. над “Требником”, был, вероятно, тоже старичанином, его почерк наиболее рисованный и манерный, “производит впечатление искусственности, подражательности, напоминая образцы позднего русского устава XIV в.”. Имени его мы также не знаем.
Тем не менее можно несомненно утверждать, что при патриархе Иове было несколько человек, которые прибыли из Старицы в Москву или продолжали жить в Старице, выполняя патриаршие заказы. Сам по себе факт активного участия старицких книжников в культурной жизни страны много говорит об уровне города. Уникальной особенностью всех этих рукописей является их крупный уставной шрифт, позволяющий выделить их все в особую группу “старицко-московских рукописей”.
Смутное время нанесло страшный ущерб Старице. На долгое время город оказался в положении одного из самых малых городов Тверской земли. Однако своего рода затухающей волной, отблеском культуры когда-то очень значительного центра стала деятельность старичан за пределами Старицы в 1-й половине XVII в.
Самой заметной фигурой из этих “бывших” старичан стал, разумеется, сам великий настоятель Троице-Сергиева монастыря - архимандрит Дионисий (Зобниновский). Хотя он происходил родом из Ржева, образование его и последующая основная деятельность развернулась в Старице, где он “покоил” опального патриарха Иова, чем заслужил внимание нового правительства Василия Шуйского и патриарха Гермогена. Оказавшийся в 1610 г. в Троице-Сергиевом монастыре, Дионисий перевел туда нескольких старицких уроженцев, и судьбы некоторых нам известны.
Во-первых, это известный троицкий старец Герман Тулупов, книжник, учитель и близкий друг Дионисия. Вместе с Гурием Ржевитином он стал одним из основных информаторов Симона Азарьина, составлявшего в 1640 -1650-х гг. житие Дионисия. Со слов Германа Тулупова мы знаем драгоценные подробности жизни Дионисия.
Герман Тулупов прожил долгую жизнь и известен как выдающийся книжник. В 1629 - 1632 гг. он составил ценнейший сборник с многочисленными житиями русских святых. Спустя двадцать лет после переезда в Троице-Сергиев монастырь Герман Тулупов именует себя в подписи к этому сборнику, а также и к переписанному им в 1630 г. Уставу церковному “стариченином”. Он образование получал в Старицком монастыре в 1570-х гг., в бытность там игуменом святителя Иова.
Еще один старичанин, попавший уже при архимандрите Дионисии в Троице-Сергиев монастырь, не прославился ничем особенным в “большой” русской литературе того времени. Однако позже он вновь оказался связан с Тверской землей, хотя более в Старицу, как можно понять, не вернулся.
Звали его Андрей Иванов, и он “отметился” на трех рукописях, непосредственно им приобретенных или переписанных. Отправленный в 1620-х гг. по повелению архимандрита Дионисия в Тутанский монастырь, бывший центром довольно большой троицкой вотчины в Тверском уезде, он деятельно занялся возрождением здесь службы и хозяйства. Две книги с подписью Андрея еще в XVIII в. попали в Троице-Сергиев монастырь, а третья - синодик - осталась в Тутани. Первые две книги уцелели в лаврской библиотеке, а последнюю сберег, передав в Тверскую ученую архивную комиссию, священник Александр Судаков.
Что же сообщил о себе Андрей Иванов?
Наиболее любопытна надпись, оставленная им в минее на январь (РГБ, ф. 314, оп. 1 ч. 1, № 169. Л. 329 - 330): “Лета 7142 декабря в 6 день сию книгу генварь песьменой в полдесть положил в Троицкий Тутанский монастырь в церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и пречистой Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобному и богоносному отцу нашему Ксенофонту Тверскому чудотворцу, иже имат от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа благодать целити различные недуги с верою приходящим, пече же зубною. Троице ж Сергиева монастыря служка Андрей Иванов, старичанин, по своих родителех, а подписал я, Андрей, своею рукой”.
Из записи в синодик видно, что минеи подписаны им в 1632 - 1634 гг., то есть уже после смерти Дионисия (в 1633 г.), а синодик написан им раньше - в 1630 году, еще при жизни и по благословению великого игумена. Огромная заслуга Андрея Иванова состоит в том, что в своих записях на книгах он вольно или невольно записал все предание о Ксенофонте Тутанском - неизвестном тверском подвижнике XV столетия. Не будь этих записей, Ксенофонт Тутанский остался бы совершенно неизвестным. Андрей фиксирует очень раннее почитание этого святого, в XVIII - XIX вв. совершенно забытого. Его запись имеет теперь значение первоисточника.
Судьба и пример Андрея Иванова показывает, что старичан при патриархе Иове и архимандрите Дионисии было гораздо больше, чем мы знаем сейчас. Исторически случайно рукописи Андрея сохранились до наших дней, и именно те две минеи (а было их, конечно, больше), на которых есть запись о происхождении Андрея из Старицы.
Мы видим целую группу старичан, возглавляемую патриархом Иовом и игуменом Дионисием, оказывавшихся в Москве или вновь уже оттуда возвращавшихся на Тверскую землю. Замечательно, что все они - люди образованные, книжные, а некоторые из них оказались причастны к созданию выдающихся памятников русской книжности.

Павел ИВАНОВ


29.10.2007 - 00:03 "Тверские ведомости"
Постоянный адрес статьи: http://www.tverinfo.ru/kultura/starichaneknizhniki.html
СКОРО
18 апреля
День памяти Святителя Иова
Осталось 20 дней
Коллекция документов
Старицкий видеоархив
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2024
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.019630908966064 сек.