Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
8


 

   

Старицкая старина
«Я был свидетелем златой твоей весны»
ерое тоскливое небо в облаках, журавлиный клин, улетающий на юг, размеренное тиканье часов — все наводило на нее тоску. В доме было тихо. Алексей с управляющим отправились за покупками в Старицу. По стеклам сбегали капли дождя, напоминая ей слезы. Так плакала и она, когда в 1826 году маменька «заперла» ее в Малинниках, боясь неприятностей из-за ее влюбленности в Поэта. Вновь это чувство обиды и обреченности, окутанное облаком слез, захватит ее в 1831, когда Поэт женится... Через 6 лет Его не станет, и жизнь для нее потеряет всякий смысл, остановится, превратившись в череду однообразных тоскливых будней. Нужно было просто ждать, когда закончится очередной день, и снова наступит ночь. Только она одна уносила в мир, где жили весна и любовь, вера и надежда. Солнечный свет стал врагом. Он рассеивал, как дым, ночные мечтания, и все снова становилось серым и обыденным.
Зевать, грустить, капризничать да тосковать о прошлом — вот удел старой девы, коей и была Анна Николаевна Вульф. Ее брат Алексей был добрым приятелем А.С. Пушкина, того самого, о котором в любовном дурмане всю свою жизнь грезила Анна. Для нее Поэт являлся воплощением всего самого лучшего, что когда-либо было в ее жизни. С ним она связывала все девичьи надежды и чаянья, ему посвятила свои помыслы, ему отдала свою душу.
Анна Николаевна Вульф. Рисунок А. С. Пушкина
Анна Николаевна Вульф
Рисунок А. С. Пушкина
А он?.. «С некоторого времени Вы стали очень умны, но не старайтесь выказывать этого..,» - пишет ей Александр Сергеевич. Не обидно ли? Да, она серьезна, начитанна, образованна, хотя при этом мечтательна и романтична. Значит, для него проводившая все свободное время у зеркала да на балах ее кузина Анна Керн более привлекательна? Значит, то, что она старалась быть в курсе всех литературных новинок, посещать все театральные и оперные премьеры, чтобы понравиться ему - ничто? Что делать, если бог не дал неземной красоты, но зато дал трепетную душу? В конце концов эта любовь к Пушкину выжжет всю душу, вытеснит все другие мысли.
А ведь были претенденты на руку и сердце. Хотя бы тот офицер, кажется, его звали Александр Николаевич, или сосед-помещик, Иван Ильич. Оба не стары, оба не бедны. А уж как ухаживали! Особенно сосед. На именины, 22 декабря, преподнес ей корзину золотистых с розовыми бочками персиков, каждый из которых был завернут в розовую бумажку и завязан золотой ленточкой. На бумажках было написано: «Я обожаю Вас!» и «Выходите за меня замуж!». Ах, как же ей завидовали сестрицы!!! Но стоило на балах появиться Пушкину, как все мысли о замужестве исчезали. Иван Ильич уехал, так и не получив долгожданного ответа, и вскоре женился на бедной дворяночке, которая сделала его счастливым мужем и отцом многочисленного семейства. Но Анне это было уже все равно, ведь рядом был Он! Ох и весело проходили те вечера в Старице! Балы, катание на санях, игра в снежки... Поэт был неутомим. Его веселье заражало всех. Тогда маменька подарила ей чудесное голубое платье, которое до сих пор висело у нее в шкафу. Иногда Анна открывала шкаф, и, погладив нежный шелк платья, на мгновенье вновь возвращалась в зиму 1829 года. Жаль, что то чудесное время улетело и исчезло навсегда, как и эти опавшие листья за окном в парке.
Осень, проклятая осень! Когда же это закончится? Ей уже 58, уже 20 лет, как нет ее Пушкина. Старая женщина в старом доме, один на один со своими переживаниями и воспоминаниями. Что может быть печальнее? Да и доживать свой век приживалкой у родного брата — не самое лучшее. Алексей стал скуп. Дрова требовалось экономить, и, как результат, постоянные холод и сырость в доме. Укутавшись потеплей в маменькин платок, Анна тенью бродила по темным комнатам малинниковского дома. Это была ее последняя осень. В сентябре 1857 года, на погосте церковного кладбища в Бернове, рядом с другими могилами Вульфов, появился свежий холмик, а затем - деревянные ограда и крест. На нем значилось, что здесь и нашла свой последний приют Анна Николаевна. Таков был печальный конец еще одной знакомой Пушкина, женщины из рода Вульфов.

Я был свидетелем златой твоей весны;
Тогда напрасен ум, искусства не нужны
И самой красоте семнадцать лет замена.
Но время протекло, настала перемена,
Ты приближаешься к сомнительной поре,
Как меньше женихов толпятся на дворе,
И тише звук похвал твой слух обворожает,
А зеркало смелей грозит и упрекает.

А. С. Пушкин Анне Николаевне Вульф, 1825 год

М. БАРАНОВА,
экскурсовод музея А.С. Пушкина в Бернове

«Новая Старицкая газета» № 40 от 28 сентября 2007 г.
СКОРО
22 декабря
День Победы в Бортеневской битве
Осталось 8 дней
Лев-чудотворец на страже старицкой власти
Царские пути через Старицу вели
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2024
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.026103019714355 сек.