упечество как сословие зародилось в глубокой древности. Первые сведения о купцах содержатся в русских летописях Х в. В то время купцами называли горожан, занимающихся торговлей, а наиболее богатых и знатных купцов-путешественников называли «гостями». В русских летописях и былинах часто встречается слово «гости», и любимыми героями русского фольклора были много повидавшие на своем веку купцы – Садко Богатый гость, Василий Буслаевич, Иван Гостиный гость, Добрыня Никитич и другие.
В своих торговых операциях и опасных путешествиях «гости» открывали новые земли и осваивали их, на них часто нападали конкуренты – торговые соперники, степняки и варяги, приходилось нанимать охрану и часто самим вступать в кровавые схватки. Нередко они добирались до отдаленных от русской земли уголков, о чем пишет Н. М. Карамзин в «Истории государства российского»: «В Х веке жило множество россиян в Цареграде, которые продавали там невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воску, меду и драгоценных мехов, бывших вместе с невольниками, главным предметом их торговли…
Сия торговля без сомнения весьма обогащала россиян, когда они для ее выгод отваживались на столько опасностей и трудов и когда она была предметом всякого их мирного договора с (Византийской – Е. К.) Империею. Она ходили на судах не только в Болгарию, в Грецию, Хазарию или Тавриду, но… и в отдаленную Сирию. Черное море, покрытое их кораблями или, справедливее сказать, лодками, было названо Русским».
В ХI-ХII вв. торговые люди – «гости» и купцы постепенно выделяются в привилегированную группу и пользуются поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны. Примерно в это же время в крупных городах и районах Древней Руси возникают первые торговые общества-корпорации. В позднефеодальный период одним из таких районов был Верхневолжский. На его территории в XVII–ХVIII в.в. существовало несколько городских центров… Это Кашин, Осташков, Ржев, Старица, Тверь и Торжок. Эти города лежали на старом торговом пути, связывавшем Москву с Северо-Западным регионом, Новгородом и Псковом. Основание Петербурга резко повысило значение этого торгового направления и, следовательно, верхневолжских городов как транзитных пунктов. …Верхневолжские города следует отнести к средним городам того времени».
Оптовая торговля купцов городов Верхневолжья
Основными направлениями торговой деятельности купцов вышеперечисленных городов в XVII–ХVIII были: Северо-Западное (Псков, Новгород, а затем Петербург), Московское, Средневолжское (Ярославль, Н. Новгород и его Макарьевская ярмарка), Западное (Вязьма, Смоленск, Дорогобуж) и Северное (Вологда и Архангельск).
Старицкие купцы, также как ржевские и осташковские, кроме Москвы и своих городов, предпочитали западное и северо-западное направления. Купцы из Кашина чаще посещали Петербург и Макарьевскую ярмарку, тверичи и новоторжцы связывали хлебные и рыбные рынки Поволжья с западом и северо-западом, а также поставляя пеньку в Архангельск и Петербург.
Оптовая торговля купечества Верхневолжья носила постоянный и стабильный характер. Покупались и продавались товары широкого спроса, такие как хлеб, рыба, соль, мясо, сало, кожа, пенька, льняные ткани.
Товары скупались у непосредственных производителей, их перекупали у других торговцев, причем нередко использовали в своей торговой деятельности государственный и частный кредит.
В 1619 г., когда Россия еще не оправилась после жестокого политического и экономического кризисов начала XVII в., в Тверь приезжали по нескольку купцов из Старицы, Торжка, Осташкова, Ржева и Кашина. Они продавали и покупали соль, мясо, рыбу и железо. В 1650-1680 г.г. в Вязьме активно торговали Старицкие купцы, а также купечество Твери, Ржева, Торжка и Осташкова.
Но особой популярностью Вяземский рынок пользовался у торговцев Ржева и Осташкова. Ежегодно ими привозились сюда большие партии соли и рыбы, а также меди и железа. Покупали же они хлеб, мясо, лук, чеснок, солод.
Для купцов из Осташкова главным товаром сбыта была рыба недорогих сортов, как окуни, ерши, лещи, плотва, которую вылавливали в озере Селигер, на Волге и в ее притоках, а также в Псковском и Новгородском уездах. Рыбу продавали в соленом и вяленом виде, свежую и мороженую.
Главным товаром для сбыта Ржевских купцов была соль, которую они покупали в Старой Руссе, а затем перепродавали.
В 1960-е годы несколько богатых купцов из Ржева и Осташкова поставляли в Москву крупные партии товаров, закупленных за границей: сукно, железо, медь, квасцы, ладан, бумага, олово, сталь, перец. В свои города Ржевские и осташковские купцы привозили из-за рубежа обувь, кожаные изделия, ткани, сукно, хмель.
В Тверь, где было хорошо развито производство изделий из железа, ввозились крупные партии металла, в том числе и из Швеции, а в Торжок, прославившийся обработкой кож и качественными кожевенными товарами, поставлялись крупные партии различных кож.
Тверские купцы поставляли в Москву холсты, сукно, олово, медь, стекло, квасцы, вино, сало, сельдь, масло, заячьи и беличьи шкурки, гвозди и замки; купцы из Торжка – кожи и изделия из них.
Кроме того в Твери и Торжке было очень популярно солодоращение, т. е. переработка ржи и ячменя в солод, причем солодовни содержали купцы этих же городов.
Во второй половине XVII в. Купцы Твери, Ржева, Торжка торговали пенькой, а старичане поставляли в Москву, Вязьму и Тверь рыбу, железо, кожи, дешевые меха, покупали же соль. Кашинские купцы в эти три города поставляли мясо, соль, сало, квасцы, шерсть и шерстяные чулки.
С началом ХVIII века и особенно с основания Петербурга номенклатура товаров, вывозимых купцами Верхневолжья, изменилась. Ржаная и пшеничная мука, овес, крупы, солод – основной товар купцов Твери и Торжка. И один из основных для торговцев Ржева.
Хлеб скупался в Симбирском и Нижегородском уездах, в других волжских городах и через Тверь, Торжок, Вышний Волочек и по вышневолоцкой водной системе доставлялся в Петербург.
Одним из важных товаров в это время для купцов Старицы, Ржева, Торжка и Твери была пенька, которая вывозилась в Архангельск и Петербург. Так, в 1710 г. Пеньку привозили в Архангельск 6 старицких купцов и жителей Старицкого уезда в количестве 14939 пудов, а 12 тверичей – 31171 пуд.
Для многих купцов Старицы, Осташкова, Твери, Торжка основной была рыбная торговля. И если осташковцы торговали, главным образом, дешевой рыбой, то тверичи, кашинцы и новоторжцы закупали, а затем продавали дорогую рыбу (стерлядь, белугу) и икру, которые приобретали на Макарьевской ярмарке.
Кроме вышеперечисленных товаров купцы Верхневолжья в начале ХVIII в. Торговали льном, маслом, мылом, салом, сеном, смолой, канатами, рогожами, изделиями из кожи и шерсти, птицей, яйцами и т. п.
К середине ХVIII в. Северо-Западное направление торговли становится одним из главных для купечества Верхневолжских городов, включая и Старицу. Вышневолоцкая водная артерия приобретает важное значение для поставки товаров в Петербург. Товарооборот в ней неуклонно увеличивается. Старицкие купцы поставляли в Петербург соль и пеньку, осташковцы – традиционно рыбу, тверичи – алебастр, смолу, сало, железо, пеньку, торговцы из Торжка – уксус, сало, пеньку, Ржевские купцы – сало, яйца, известь.
Купечество Верхневолжских городов активно вело и заграничную торговлю. «За свейский рубеж» в Ригу и Ругодив ездили купцы Торжка, Ржева, Осташкова и Твери. В середине ХVIII в. 16 ржевских купцов активно торговали «за польской границей».
Казенные подряды
Одной из главных форм накопления капиталов в ХVIII в. Купечеством, Верхневолжья были казенные подряды. Они были выгодны купечеству тем, что государство выплачивало подрядчику вперед половину положенной ему суммы подряда. Причем немаловажным было то, что купец-подрядчик мог вложить эти деньги в любое предприятие. Вследствие этого желающих получить тот или иной подряд было так много, что власти устраивали торги (конкурсы).
Купец, предлагавший наименьшую подрядную сумму, становился обладателем подряда. Купцу-подрядчику выдавался документ (по-современному - контракт), в котором указывалось место и время подряда, качество поставляемого товара, порядок оплаты казной этих услуг, а также выплаты подрядчиком неустойки в случае недопоставки товара или нарушения сроков поставки.
Важное значение в ХVIII в. Для купцов Старицы, Ржева, Твери имели подряды на перевозку соли, так называемые «соляные подряды».
В 1705 г. Государство монополизировало торговлю солью. Казна покупала соль оптом у солепромышленников, а купцы-подрядчики доставляли продукт в населенные пункты, где происходила казенная продажа соли населению.
В этом плане Ржев был важнейшим перевалочным городом на пути следования купечества с солью из районов Средней Волги в Западные и Северо-Западные регионы России.
Купцы – подрядчики осуществляли перевозку соли как во Ржев, так и из Ржева в Великие Луки, Смоленск, Старую Руссу, Витебск, Дорогобуж, Тверь, а также в Новгород, Псков, Петербург как водным транспортом, так и сухопутным.
Если в 1751 г. Солью торговали 5 ржевских купцов, то в 1770 г. Их было уже 65, соответственно и возросло количество перевозимой соли.
Активно участвовали в «соляных подрядах» и Старицкие купцы – Двукраевы, Золотарские, Наугольниковы, Филипповы. Так, в 1768 г. Они перевозили в разные места России 181 тысяч пудов соли, в 1769 – 135 тысяч пудов, в 1770 – 110 тысяч пудов.
Нередко купцы Верхневолжских городов брали подряды по снабжению продовольствием армии и флота, поставляли фураж для лошадей. В период Семилетней войны (1756 – 1763 г.г.) купцы Верхневолжья приняли участие в поставках провианта в действующую армию.
Кроме того купечество брало подряды на различные «припасы» и «материалы». Так, в 1764 г. В торгах на право получить подряд на постройку соляного амбара и лавки в Погорелом Городище участвовало 15 старицких купцов.
Скупщические и кредитные операции. Вкладывание капиталов в производство
В XVII–ХVIII в.в. широкое распространение в операциях верхневолжских купцов получила скупка товаров широкого потребления и сырья у непосредственных производителей. Купцы-оптовики активно вытеснили с рынка непосредственного производителя и часто выступали в роли скупщиков.
Осташковские купцы приобретали у местных рыбаков рыбу, выловленную в озере Селигер и в Волге, а также «за озером Ильмень у рыбных ловцов» и отвозили ее в Петербург.
Старицкие, Ржевские и тверские купцы скупали у посадских людей и крестьян своих и соседних уездов пеньку и везли ее на рынки других городов.
В Клинском уезде старичане скупали холсты, а тверичи – кожи. В Кашинском уезде местные купцы приобретали у крестьян масло, мясо, яйца, овчину, шерсть, кожи, холсты, а у городских «мастериц» - шерстяные чулки и носки. Примерно также пользовались перекупкой купцы других волжских городов.
Весьма часто для своих торговых операций купцы Верхневолжья и, в частности, Старицкие брали кредит, причем часто у дворян. Нередко были случаи, когда купцы были одновременно и должниками, и кредиторами. Ростовщичество в денежных сделках купцов не имело преобладающего значения. Главным был кредит, который нередко предоставляли, основываясь на доверии и порядочности. И далеко не случайно, что в то время слова «вера» и «кредит» были синонимы.
Купцы Старицы и Верхневолжья кроме торговых операций часто вкладывали капиталы в производство, а также в аренду тех или иных производств.
Одной из важнейших производственных сфер, куда направлялись капиталы верхневолжских купцов, была переработка зерна. Хлебная торговля была на первом месте у многих купцов, в том числе Старицких. Купечество закупало зерно, а затем вкладывало капиталы в его переработку. В мукомольное производство вкладывал деньги и Старицкий купец А. Рогов. Многие купцы Верхневолжья имели собственные мукомольные мельницы и вложили на их функционирование немалые средства.
Другим важным промыслом было солодоращение, куда купцы верхневолжских городов вкладывали крупные деньги. Многие имели собственные солодовни, как, например, Старицкий купец И. Кусовников.
Очень распространенным было вложение денег в винокурение и приготовление сусла. Купцы брали на откуп кабаки и так называемые сусленые горны, причем кабацкие откупщики и торговцы суслом полностью организовывали процесс производства.
Купцы верхневолжских городов нередко покупали у казны и частных лиц пахотные, огородные и пустующие земли как в своих уездах, так и за их пределами. На этих землях они выращивали зерновые и другие культуры, заготавливали сено.
В XVII–ХVIII в.в. эту форму накопления капитала среди прочих купцов Верхневолжья использовали Старицкие купцы – В. И Л. Двукраевы, А. и Л. Кусовниковы, И. Клушанцев, В. И М. Наугольниковы, П. Рогов и Ф. Шевнин. В переработку сала-сырца вкладывал деньги Старицкий купец П. наугольников, имевший собственный завод в городе, а кашинские купцы активно занимались производством мыла, которое особенно получило развитие в ХVIII в.
Охотно вкладывали капиталы купцы верхневолжских городов в кожевенное производство, значительное их число имело собственные предприятия, как старичане Е. Гашунин, Н. и С. Щукины. Готовые кожи (юфть) отвозились, в основном, в Петербург.
Немалые деньги вкладывались купцами в рыболовный промысел, речное судостроительство (в период 1709-1714 и 1716-1718 г.г. было построено от 7 до 48 судов и барок).
Мануфактуры и предприятия купечества Верхневолжья
В ХVIII в. часть купцов Верхневолжья заводили мануфактурные предприятия, которые именовались в источниках «фабриками» или «заводами». Некоторые имели по несколько мануфактур, т. е. купцы становились промышленниками и их торговая деятельность подчинялась нуждам производства.
В 1719 г. именным указом стольнику Савёлову и купцам из Торжка Ивану, Дмитрию и Даниле Томилиным была дана привилегия на постройку «заводов» по производству канифоли, скипидара и гарпиуса.
В 1748 г. в Торжке местными купцами А. Тавлеевым и И. Дедовым была основана красочная «фабрика», хотя в гораздо меньших масштабах эти же купцы производили краску на собственных предприятиях еще в 1725 г.
К 1751 г. на этой «фабрике» не только производилась краска, но и окрашивались сукна. К этой мануфактуре среди прочих были приписаны крестьяне сельца Егорьевское Старицкого уезда.
А. Тавлеев как глава компании удачно руководил и лесопильным производством и имел «пильную мельницу». Его зять Е. Тавлеев-Вторых расширил производство до двух мельниц, и он также использовал труд крестьян того же сельца Старицкого уезда.
У купцов Верхневолжья успешно работало несколько крупных мануфактур по производству кож. На них делали «красные кожи» и отправляли в Петербургский порт для последующей отправки за границу.
В этом плане нужно отметить осташковских купцов Савиных. Их кожевенное производство имело мировую известность благодаря высочайшему качеству выделываемых ими сафьяновых кож. В 70-80 г.г. ХVIII в. Стоимость изготовленного сафьяна доходила до 1 млн. 200 тыс. руб. (фантастическая по тем временам сумма). Для сравнения: 2 фунта ржаного хлеба, это чуть более 800 г, стоили 1 копейку, фунт мяса – 2 коп., овощи и фрукты – 1-2 коп., баран – 80 коп.).
Основным родом трудовой деятельности посадских и слободских людей было какое-либо ремесло, промысел или мелочная торговля. Фамилии купцов Верхневолжья складывались ан основе производственно-промысловой деятельности их предков. Последующие поколения обычно не бросали ремесло и промысел своих предков и продолжали их дело.
В России в XVII в. Были привилегированные купеческие корпорации: гости, суконная и гостиная сотни. Купцы из Старицы, Ржева, Торжка и Твери в эти корпорации не входили (за редчайшим исключением). По сословному статусу они являлись посадскими людьми, как и остальные горожане, отличаясь от них лишь зажиточностью и богатством. Как считает историк А. В. Дёмкин, «богатство посадского человека в XVII в. было необходимым и в большинстве случаев достаточным признаком купца».
Купеческие фамилии верхневолжских городов, как правило, насчитывали несколько самостоятельных семейств. Купеческая семья являлась владелицей капитала. Появление новой семьи, ее отделение от старой влекло за собой и раздел капитала. Как правило, потомки купеческой фамилии продолжали дело своих родителей, т. е. происходил процесс преемственности капиталов, часть наследников по разным причинам выходили из купеческого сословия (в основном, вследствие разорения).
Некоторые купеческие фамилии городов Верхневолжья продолжали свою торгово-промышленную деятельность 100-200 лет., т. е. минимум 4-8 поколений, а другие же – меньше 100 лет.
Процесс преемственности капиталов, исчезновение купеческих фамилий и появление новых применительно к Старице XVII–ХVIII в.в. хорошо прослеживается в таблице.
Купеческие фамилии Старицы
В XVII в. В Старице торговали 13 купеческих фамилий. Из них наиболее богатые и влиятельные были Рубцовы, Фалины, Филатовы. Сохранилась челобитная крестьянина старицкого Богородицкого монастыря, в которой он жаловался на местного купца К. Рубцова, который отобрал у него 12 руб. В челобитной К. Рубцов характеризуется как «человек сильный. С воеводою всегда пьет и ест вместе».
В 1639 г. в Старице владели лавками купцы Двукраевы, Клушанцевы, Роговы, Шевнины, Шеклеевы, Щукины и другие. Все они занимались оптовой торговлей.
Купцы Веревкины, Двукраевы, Клушанцовы, Наугольниковы, Тулуповы, Пастуховы, Родионовы, Шевнины и Шеклеевы занимали в XVII в. должности земских старост, целовальников, таможенных и кабацких голов.
В XVIII в. число купеческих семей в Старице значительно увеличилось. Так, в 1723 г. их было уже 30. Самые большие капиталы имели купцы И. Рогов и И. Веревкин. В 1787 г. в городе уже было 59 купеческих семей (почти в 2 раза больше, чем 1723 г.). Из них самыми состоятельными были купец первой гильдии В. Рогов (минимум капитала 10 тыс. руб.) купец второй гильдии Ф. Брехов (минимум капитала 5 тысяч руб.), к третьей гильдии принадлежало 57 семей (минимум капитала – одна тысяча рублей).
В конце XVIII в. количество купеческих семей в городе продолжает увеличиваться. В 1796 г. их было уже 75 (в 1,3 раза больше, чем в 1787 г.). Все они входили в третью гильдию (минимум капитала – 2 тысячи руб.), в XVIII в. минимум капитала для всех трех гильдий менялся в сторону увеличения неоднократно. Максимальное количество купеческих семей в Старице было в конце XVIII в.
В списке Старицкого купечества XVII-XVIIIв.в. фигурирует 47 фамилий, из них 200 лет известны 8 из них, 170 лет – 3 фамилии, 100 лет – 3, 50 лет – 18, 40 лет – 4, 30 лет - 10, 20 лет – 1 фамилия.
Многие купеческие семьи Старицы активно вели торгово-промышленную деятельность до 1917 г. Эти фамилии и сейчас на слуху у старожилов города. Это Гашунины, Двукраевы, Епанечниковы, Золотарские, Клушанцовы, Кусовниковы, Луговские, Наугольниковы, Солодовниковы, Труневы, Тулуповы, Чернятины, Щукины и другие.
С дочерьми последних Старицких купцов и их детьми я был знаком и видел «остатки» былой роскоши их предков (великолепные фарфоровые вазы, фамильное серебро и дорогие безделушки).
С Вячеславом Двукраевым, внуком купца Двукраева, я учился в 6-7 классах Старицкой школы, а с внуками Старицкого купца Солодовникова – с 1 по 4 класс. Обстоятельства раскидали их по городам и весям России, и об их судьбах мне ничего неизвестно. С дочерью купца Солодовникова, уже престарелой и больной, я виделся в последний раз в начале 1980-х годов в Старице.
Евгений КОЛЛЕРОВ,
г. С.-Петербург
Источник:
Коллеров Е. Купцы Верхноволжья и Старицы. - Новая Старицкая газета 2007 год №№ 29-31, 33-36, 38 |