ак известно, крестьян пытались освободить от крепостнической зависимости задолго до ее отмены в 1861 году. Например, в 1803 году именной указ 1 Александра I (кстати, побывавшего в Старице) - так называемый указ о вольных хлебопашцах - устанавливал возможность освобождения отдельных крестьян и селений от крепостнической зависимости и наделения их землей по добровольному соглашению с помещиками. Инициатором такого указа выступил граф Румянцев Сергей Петрович. | |
«Действительный тайный советник граф Сергей Румянцев, - говорится в Указе - изъявив желание некоторым из крепостных его крестьян при увольнении их утвердить в собственность продажею или на других добровольных условиях участки из принадлежащих ему земель, испрашивал, чтоб условия таковые, добровольно заключаемые, имели то же законное действие и силу, какое прочим крепостным обязательствам присвоено, и чтоб крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываяся входить в другой род жизни.
Находя с одной стороны, что … увольнение крестьян и владение уволенным землею в собственность дозволено; а с другой, что утверждение таковое земель в собственность может во многих случаях представить помещикам разные выгоды и иметь полезное действие на ободрение земледелия и других частей государственного хозяйства: мы считаем справедливым и полезным, как ему графу Румянцеву, так и всем, кто из помещиков последовать примеру его пожелает, распоряжение таковое дозволить».
По Указу крестьяне получили большое послабление и новый для себя статус: «крестьяне и селения от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые … могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. Дворовые люди и крестьяне, кои доселе отпущаемы были лично на волю с обязательством избрать род жизни, могут в положенный законами срок вступать в сие состояние свободных земледельцев, если приобретут себе земли в собственность».
Крестьяне, имеющие землю в собственности, имели право продавать ее, закладывать и оставлять в наследство, «не раздробляя однакож участков менее 8 десятин»; имели право вновь покупать земли; а потому и переходить из одной губернии в другую, «но не иначе как с ведома Казенной палаты для перечисления их подушного оклада и рекрутской повинности».
К середине XIX века на основании этого указа были освобождены десятки тысяч крестьян мужского пола. В число освобожденных попали крестьяне Старицкого уезда. В Тверском государственном архиве сохранились документы, где упоминаются вольные хлебопашцы деревень Букрово2 и Рябинино. В одном из документов приводится большой список вольных хлебопашцев из деревни Рябинино. Можно предположить, что эта деревня была целиком отпущена на вольные хлеба.
Но хлеба были, конечно, не совсем вольные. Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственности, «несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою, и исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят... Если крестьянин, или и целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему».
И так посмотрим, кто попал в число счастливчиков из Старицкого уезда. Приведем в пример частичный список3: «В ревизской сказке 1858 года апреля 24 дня Тверской губернии Старицкого уезда Дарской волости Покровского общества деревни Рябинино значатся свободные хлебопашцы:
Мужской пол, крестьяне:
Михаил Петров
Его сыновья: Антон
Андрей
Михайлин 1 брат Алексей
Алексеевы сыновья: Иван
Прокофей
Илья
Михайлин 2 брат Константин Петров
Михайлин 3 брат Филип
Филиповы сыновья: Петр
Михаил
Михайлы Петрова двоюродные братья:
Петр Михайлов
Петровы сыновья: Дмитрий
Федор
Иван
Михайлы Петрова 2 двоюродный брат Гаврила Михайлов
Гаврилин сын Алексей
Женский пол, крестьянки:
Михайлина мать Домна Митрофанова
Михайлина жена Марья Ильина
Антонова жена Степанида Дорофеева
Михайлы Петрова дочери: Ульяна
Авдотья
Алексеева 2 жена Анисья Степанова
Его дочь Акулина
Константинова жена Марья Антонова
Филипа Петрова дочь Екатерина
Петрова жена Наталья Сысоева
Петра Михайлова мать Анна Григорьева
Гаврилина жена Иринья Кирилова».
Любопытно, что упомянутые хлебопашцы д. Рябинино не всегда в срок исполняли взятые на себя обязательства. О чем читаем в ревизской сказке 1850 года октября 5 дня: «государственные крестьяне, водворившиеся на собственных землях, но к помещице Волоцкой, не исполнивших своей обязанности по условию»4. Но судя по наличию тех же крестьян в более поздних списках вольных хлебопашцев, можно предположить, что никакого серьезного наказания им за это не было.
Спустя много лет после полной отмены всех сословий и раздачи земли крестьянам число хлебопашцев (вольных и невольных) на Старицкой земле стало резко сокращаться, а деревни стали опустошаться. Нет теперь ни Букрово, ни Рябинино. Только на карте и можно увидеть их названия. Почему же так случилось? А это уже совсем другая история.
1 сентября 2007 года
Галкин Александр, потомок старицких хлебопашцев
Источники:
1. ПСЗРИ, с 1649 года. - СПб., 1830. – Т. XXVII. - С. 462-463
2. ГАТО, Ф.160. Оп.1. Д.32930. Л. 376, 383 об. 384
3. ГАТО, Ф.312. Оп.6. Д.1129. Л. 240, 243об.-245.
4. ГАТО, Ф.312. Оп.6. Д.822. Л. 839, 843 об.-845
|