не боюсь умереть.
Точно знаю, что это не страшно и не больно.
Только торопить момент ухода совершенно не хочется… Знаете, почему?
Меня приводит в ужас одна только мысль, что лежать придется на местном кладбище.
Когда-то, очень давно, мы сбегали из дома, чтобы посмотреть старые надгробия на Васильевском кладбище, прочесть удивительно простые и сердечные надписи, высеченные на белом камне. Вдоль всей центральной кладбищенской дороги в несколько рядов располагались старые могилы, на замшелых плитах прекрасно можно было прочесть фамилии многих именитых и достойных старичан. Слева от входа на фундаменте разрушенной Васильевской церкви стояла сторожка, а рядом – те же белокаменные плиты старых надгробий.
Со временем дорога стала непроезжей тропинкой.
| | «Апофеоз войны» атеистов и верующих - надругательство над останками христиан. Картина Верещагина В. |
|
Сторожка исчезла, как, впрочем, и воспоминания о кладбищенской церкви, а место последнего пристанища старичан пополнилось множеством свежих захоронений. Красивые старинные плиты исчезли. Поначалу их видели сваленными возле забора. А потом они и вовсе пропали. Состояние, близкое к шоку, я испытала однажды, когда увидела, как мальчишки носятся по территории кладбища с надетым на длинную палку человеческим черепом. Видимо, могильщики готовили место под захоронение и раскопали старую могилу...
Как раньше, так и теперь, исчезают понемногу места упокоения тех, к кому не приходят родственники. Холмики сравниваются с землей, по ним ходят чьи-то ноги, а вскоре положат в этом месте кого-то еще…
А мы кичимся своими достижениями в краеведении. Выпускаем буклеты «Имена в истории края». И попираем ногами прах этих известных и достойных людей.
Мне кажется, что ни в одной стране мира не относятся к памяти своих предков настолько неуважительно.
Я не боюсь умереть. Но я очень жалею, что христианские догмы запрещают кремацию. Тело должно быть предано земле. А что там дальше…
Татьяна Аверина
Перепечатано с сайта Народная газета «Мост» http://www.ng.stariza.com
|