Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1534-1542) в селе Иваниши построили вскоре после присоединения Твери к Москве при великом князе Василии Ивановиче ІІІ. Это был монастырский собор Успенского Иванишского монастыря. Cамое раннее упоминание об Успенском монастыре обнаружено в одной из тверских писцовых книг. Архивисты предполагают, что запись сделана в 30-е годы XVІ века, и в ней еще нет сведений о каменной церкви. Название обители иногда связывают с именем строителя монастырского каменного храма - Ивана Юрьевича Поджогина по кличке Шигоня, которому и принадлежало село в XVI веке. Его прадед - боярин Поджогин - служил у Ивана ІІІ Васильевича. Именно при этом князе после присоединения Твери к Москве в 1485 году началась массовая раздача бывших тверских владений московским служилым людям.
Расцвет монашеской колонизации на Руси приходится на ХV столетие. Основание монастырей в западных землях стало частью колонизационной политики Москвы - новые обители устраивали вдоль северо-западных окраин, по верховьям Волги, Ламы, Тверцы. Так, к примеру, возникли Нилова пустынь на озере Селигер, Тверской Николо-Малицкий монастырь под Тверью и Троицкий в Селижарове, Николаевская Столпенская обитель под Вышним Волочком. В это же время возобновляется Старицкий Успенский монастырь, наступила пора расцвета и для Вознесенского Оршина монастыря под Тверью.
Идея строительства храма в своем монастыре созрела у Шигони, скорее всего, именно в годы опалы.
Внешний облик возведенного Шигоней собора был достаточно традиционным для своего времени. Древнейшая часть собора - четырехстолпная, почти квадратная в плане - поставлена на глубокий подклет и завершена тремя главами. Образцом для его постройки могла стать кремлевская княжеская церковь Благовещения, а некоторые особенности храма напоминают Успенский собор в Старице, в частности пирамидальное размещение оконных проемов. Трехглавое завершение придает кубическому объему храма резкую зрительную асимметрию, редко встречающуюся в русских крестовокупольных храмах. Традиция устройства под храмами глубоких подклетов, для которых специально отрывали котлованы по периметру стен и под столбы, а в основание фундамента вбивали забивали толстые дубовые сваи, появилась на Руси вместе с итальянскими мастерами. В Иванишах использован именно такой «итальянский» прием, но ренессансные мотивы были опрощены и утратили неожиданность.
Дочь Поджогина Анна состояла в браке с боярином Петром Головиным, чьи владения граничили с монастырскими. Видимо, это она инициировала пристройку к храму придела во имя апостола Иоанна Богослова. Брачный союз был «весьма детообильным», род Петра Петровича не прервался и после его казни в 1565 году. Известно, что в годы опричнины Иван Грозный разрушил Тверь. Опричнина не миновала, наверное, и Успенский Иванишский монастырь, причем неприязнь царя к семейству Головиных вряд ли ограничилась только казнями - за ними, как правило, следовало разграбление имений. Монастырь не мог избежать разорения и в годы Смуты - «от богоотступников и разбойников и злых душегубцев и сквернителей».
Обновление храма в середине XVІІІ века связано, очевидно, с родом Головиных. Появилась теплая трапезная с приделом Сергия Радонежского, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, поизакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы.
Храм и придел пережили множество ремонтов и перестроек. В основном объеме храма не сохранилось никаких следов древней живописи. Существующие росписи появились, по всей видимости, не ранее 30-х годов XІX столетия. Вероятно, здесь работала какая-то местная артель живописцев. Большинство изображений относится, естественно, к Богородичному циклу.
На рубеже ХIХ и ХХ веков местные краеведы проявляли к церкви большой интерес, но потом, когда изучение церковного зодчества перестало поощряться, редкие упоминания о ней появлялись лишь в академических изданиях. Тем не менее в 1928 году храм стараниями старосты Василия Григорьевича капитально отремонтировали. Художник Ксенофонт Ермаков, расписавший трапезную, был, судя по всему, хорошо знаком с религиозной живописью и строго придерживался академических традиций. Для передачи душевного состояния участников сцен Страшного суда и убиения Михаила Тверского в Орде художник иногда копировал фигуры из произведений Микеланджело и Рафаэля.
После ремонта службы в Иванишах длились одиннадцать лет, а в 1939 году церковь была закрыта и разграблена, здание передано под склад зерна. Последний сельский иерей Василий Петрович Верзин, потомственный священник, был отослан в Старицу, откуда его в начале войны отправили по этапу как неблагонадежного. Имение Головиных местные власти начали разорять несколько раньше…
В войну церковь служила жителям укрытием при бомбежках и обстрелах. Полы и остатки иконостасов фашисты пустили на дрова. После освобождения местные жители разобрали церковную ограду и башни, складывая из кирпича печки в своих домах.
И вот лет сорок назад известный архитектор-реставратор Борис Львович Альтшуллер приступил к ремонту; частичная реставрация спасла храм от разрушения. Однако храм вновь оказался никому не нужным. О возвращении ему прежнего статуса не могло быть и речи. А совхоз, на балансе которого находилось неповторимое творение древнерусской архитектуры, не решался использовать его под свои хозяйственные нужды. Средства на его достойное содержание не выделялись - так и стоял храм практически забытый, приходя в окончательное запустение из-за вандализма кладоискателей.
В конце 2006 года благочинный Ржевского округа Олег Чайкин назначил священника в Успенскую церковь, и вскоре отец Иоанн Носков приступил к регулярным богослужениям. Так завершилась долголетняя череда невзгод и лихолетий, выпавшая на долю многострадального храма, одного из старейших на территории Тверской и Кашинской епархии.
Источник:
Галашевич АЛ., Финогенов А.И. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Иваниши. - М.: Северный паломник, 2004
Мангазеев И. В храме села Иваниши начались регулярные службы – Вече Твери, 3 апреля 2007 год
Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru. Автор статьи: Павел
Автор фото: Кольцов А.Б. |