| Явление Богоматери преподобному Сергию. Пелена. XVI в. |
| Выразительную картину художественного творчества эпохи XIV - начала XVI вв раскрывают произведения лицевого шитья, нередко называвшегося "живописью иглой". Это разнообразные по назначению предметы (подвесные пелены под иконы, покровы на гробницы святых, покровцы на церковные сосуды, хоругви, облачения священнослужителей), искусно вышитые цветными шелками, золотом, серебром, жемчугом, драгоценными камнями. Их образный строй, круг сюжетов аналогичны произведениям иконописи. Иконописец - непременный участник создания шитой вещи. Все, что было характерно для основных этапов развития иконописи, находило отражение и в шитье. Однако иные материалы и технические приемы сообщали произведениям свои особенности. Большая роль в создании шитых памятников принадлежала русским женщинам - прекрасным вышивальщицам. От |
их мастерства и вкуса зависели красота и выразительность изделий.
Произведения шитья высоко ценились и бережно хранились, о чем говорят многочисленные вклады шитых вещей в крупные монастыри. Выполнялись такие произведения в мастерских, получивших название "светлицы". В них работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы.Обычно возглавляла "светлицу" хозяйка дома - боярыня, княгиня, царица - нередко сама искусная в рукоделии. Ведущее положение среди таких мастерских с XV в. принадлежало московским великокняжеским светлицам, с середины XVI в. ставшим называться "царицыными светличными палатами".
Шитым произведениям "царицыных светлиц" не уступали изделия, создававшиеся при дворах бояр и князей. Одна из интереснейших светлиц XVI в. - мастерская удельной княгини Евфросиньи Старицкой, родственницы царя Ивана Грозного (жены его дяди, удельного князя Андрея Старицкого). Памятники, выполненные под ее руководством, отмечены печатью высокого совершенства. В них уже с полной силой проявились декоративные новшества, которые только еще намечались в предшествующий период: стремление к передаче некоторого объема, широкое применение узорного золотного шитья. Произведения, вышедшие из мастерской Евфросиньи Старицкой, стали во многом определяющими в развитии шитья второй половины - конца XVI в. Интересные художественные интерпретации иконографического извода "Положение во гроб", сложившегося, вероятно, в мастерской Старицкой, можно видеть в работах различных княжеских и боярских мастерских.
Каталог работ мастерской Евфросиньи Старицкой
-
Св. Троица, в возглавии. Композиция: Праотцы подносят среднему ангелу с крещатым нимбом кубок и блюдо с хлебами, то есть хлеб и вино - символ евхаристической жертвы. Пелена. Вклад Старицких в 1569. Место хранения: Сергиев посад.
-
Оплакивание Христа. Плащеница (размеры: 177 см Х 277 см, с 33 клеймами). Вклад был сделан князем Владимиром Андреевичем и его матерью Ефросиньей Старицкой в Московский Успенский собор в 1561 г. В 1812 г. французы, отступая из Москвы, вместе с другими ценностями увезли и этот шедевр древнерусского искусства. Из обоза, отбитого у неприятеля русским отрядом на территории Смоленщины, плащаница была передана в Смоленский Успенский собор, где она и хранится.
- Плащаница. Место хранения: Михайловский дворец Санкт-Петербурга.
-
Произведения из «московских светлиц» Ефросинии Старицкой. Место хранения: Грановитая палата. Великий Новгород
Работы мастерской Евфросиньи Старицкой можно посмотреть в Фотогалерее.
Источник:
Прикладное искусство XIV-XVII вв. http://www.zagorsk.ru/history/muzey/history8.php |