Из глубины веков дошли до нас древнеславянские образы жилища. Дом, изба - это не только материальный объект, это один из ключевых символов культуры. С этим понятием у человека связаны представления о мире, основные жизненные ценности – счастье, достаток, единство семьи (включая не только живущих, но и предков). Дом воплощал идею семьи и рода, связь между предками и потомками. Строя дом, человек осваивает пространство, организует его. С одной стороны дом защищает человека, отделяя его от внешнего мира; с другой стороны дом связывает человека с окружающим миром, являясь отражением вселенной, соразмерным человеку. С домом человек должен был соотносить порядок своей жизни, свой жизненный цикл.
В создании своего жилища человек повторял акт сотворения мира, что ставит дом в один ряд с храмом, городом. Дом должен был защищать человека от враждебных невидимых сил. Этому служил магическо-заклинательный орнамент украшения дома с такими символами как: солнце в его движении от восхода к закату; знаки небесной воды, фигуры матери-земли, коня и птицы. | |
| Благопожелательные символы были размещены на самых уязвимых для проникновения злых сил местах дома и двора (на воротах, возле стен, у застрехи, на окнах, на коньке крыши). Присутствие охранительной символики делало дом надежным убежищем всех членов семьи. |
В украшении дома отразились космогонические представления древних славян о двух небесах – “водном” и “солнечном”, разделенных прозрачной “твердью”, как стеклянным куполом, сводом. По “небосводу” движутся солнце, месяц и звезды. Древние славяне (земледельцы) полагали, что дождевая влага берется сверху, из каких-то небесных запасов воды, хранящихся на уровне верхнего “водного” неба. | |
| Запасы воды на небе назывались “хляби небесные”. Отсюда выражение при ливне: “разверзлись хляби небесные”, т.е. получила свободу небесная вода и ринулась вниз на землю. Хозяином небесной влаги был господь-бог. |
Система построения декора причелин на домах состоит в том, что здесь проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи. Во-первых – наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги и меандры). Во-вторых – передача этой воды вниз на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю “родивыми грудами росными”. | |
| На причелинах и наличниках небесно-водная зона изображалась по-разному: волнистыми линиями в 2-3 ряда, чем подчеркивалась глубинность хлябей. Или небольшими кружками, символизирующими дождевые капли, то есть те “руды”, которые являются причиной жизни на земле как эманации божественной оплодотворяющей силы. Дождевые потоки уподоблялись потокам молока Матери-богини. |
Изображение небесных вод – часть общей картины мира, где небесно-водный ярус был только отдельным фоном, а главным являлось солнце в своем размеренном пути по небосводу среднего неба. Солнечные знаки никогда не помещали выше небесно-водной зоны. Не нарушая архаичных представлений о верхнем небе, их вырезали на специальных вертикальных досках – “полотенцах”. Древний славянин обращался к Солнцу, зафиксировав его на жилище в его непрерывном движении по небу. Всемогуществу злых сил была противопоставлена повсеместность солнечного света. | |
| При этом подчеркнута закономерность неизбежного прихода Солнца в новый день вместе с утренней зарей.
Охрана окна от злых сил возлагалась на изображение мира. Русский земледельческий вариант представлен 3-х мерным изображением небес, а мерянский – более плосткостным, свойственным охотничьим воззрениям образом земли, населенной зверями и птицами. Со временем в эту архаическую картину проникли чисто славянские символы плодородия в виде распускающейся почки (“крин”), ростка. |
В оформлении наличников использовались разные типы орнаментов. Геометрические орнаменты с простыми символами (круг, розетка, крест, отверстие, городок). Растительные узоры, построенные на переплетении ветвей, цветов, листьев. Особую группу составляют мотивы с использованием фигур животных и птиц: коня, лебедя, дракона, змеи. В этих мотивах можно видеть обращение к темам древнего звериного стиля. | |
| Наши предки, ожидавшие опасности от всего мира, по которому дуют “злые ветры”, защищались не изображением отдельных элементов мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике. Древние умело и мудро противопоставляли невидимым враждебным силам такой непобедимый и безупречный в своем движении механизм, как макрокосм. |
Домовая резьба Тверского края и города Твери имеет неповторимое лицо. Свои особенности имеет резьба и в каждом районе Твери. Домовая резьба Старицы и Старицкого района отличается от других районов. Узор верха наличника напоминает кокошник, корону. По бокам наличника часто вырезаны “уши”. Не смотря на прошедшую войну, которая прокатилась по району, деревянные дома в деревнях также украшены резьбой. | |
Посмотреть образцы домовой резьбы Старицкого района можно в Фотогалерее.
Источник:
Символика домовой резьбы (по версии академика Б.А. Рыбакова). Статья опубликована на сайте http://domrezba.culture.tver.ru |