Адрес: ул. Советская, д. 8. Архитектор: Кузьмин В.И.
Первые духовные учебные заведения появились еще на Киевской Руси. Как только киевляне крестились, равноапостольный князь, повелевая «приводить на крещение людей по всем градам и селам и всюду устроять церкви», вместе с тем повелел «поимати у нарочитое чади дети и даяти на ученье книжное». Сколько у нас явилось тогда училищ, т. е. первоначальных школ, и где именно, преподобный Нестор (Нестор Летописец Печерский (ок. 1056-1114), составитель “Повести временных лет”) не определяет. Но несправедливо было бы выводить из слов его, будто такие училища открыты тогда в одном Киеве. Напротив, по ходу Несторовой речи видно, что наказ великого князя касательно обучения детей относился вообще к тем местам, где повелел он приводить людей на крещение, а в одной из древнейших наших летописей сказание Нестора читается так: “И послав (Владимир) по всем градом своего царства и по странам и повеле дети отъимати у нарочитых людий и учити грамате”. Значит, воля князя Владимира была та, чтобы в каждом приходе при церкви находилась школа, в которой местное духовенство занималось бы обучением детей. Чему обучали в наших первоначальных училищах? Без всякого сомнения, славянской грамоте и письму, в некоторых школах обучали и церковному пению. А в некоторых могли обучать и языку греческому, который столько был нужен нашим пастырям по делам веры того времени.
После основания Успенского монастыря в Старице в нем безусловна была организована учеба для будущих священнослужителей. Самым известным учеником в XVI веке стал Первый Московский Патриарх Иов, который начальное свое духовное образование получил в Старице. Другой известный старичанин Герман Тулупов, выдающийся книжник, образование также получал в Старицком монастыре в 1570-х гг.
После учреждения в 1721 году Святейшего Правительствующего Синода при Петре Великом открытие духовных школ пошло успешнее. Духовным Регламентом положено было завести такие школы по всем епархиям. Содержать их указано было отчасти за счет архиерейских домов, отчасти — с церковных и монастырских земель (с первых — 30, со вторых — 20 частей ежегодного хлебного дохода). Обучение в этих школах стало обязательным для детей духовенства. В этот период не существовало общего управления духовными школами. Они оставались только епархиальными учреждениями, не имея связи между собой. Не было и общих курсов, уставов, все зависело от вкусов и воли отдельных архиереев. Учеба же в Старицком монастыре периодически прерывалась в связи с его упадком и разорением в разные годы своего существования. Ситуация кардинально улучшилась к началу XIX века.
В 1808 году в России было 115 низших духовных училищ. В том же году на основании Комитетского проекта, Комиссия духовных училищ, образованная и являвшаяся отделением Синода, объединяла под своим началом все духовные школы под единым управлением. Непосредственный надзор за средними и низшими духовными заведениями был поручен Академиям. Ведомство было разделено на округи по количеству Академий. Были выработаны единообразные уставы. Духовные школы были созданы в виде сословных школ смешанного типа, с общеобразовательными и специальными курсами вместе. Образование в них стало обязательным для детей духовенства. Именно в это время начинается современная история Старицкого духовного училища, а точнее с 1809 года, когда оно было открыто в Успенском монастыре, и первым его смотрителем стал архимандрит Серафим. Известно, что училище окончил архимандрит Аввакум (в миру Дмитрий Семенович Честной), талантливый востоковед, опытный дипломат и переводчик, принимавший участие в кругосветном плавании на фрегате "Паллада" в составе экспедиции Е.В. Путятина. Имя ныне, к сожалению, почти забыто, как забываются многие значительные события и лица нашей истории. Дмитрий Честной упоминается в “Годичной ведомости о учениках Старицкого духовного уездного училища за 1818 г.” В списке высшего отделения первым номером значится: “Дмитрий Честной Старицкого уезда села Бабина священника Семена Димитриева сын. Лет - 14, поступил в ученики - сентября 1-го дня 1815 года, поведения честного, способностей хороших, прилежания изрядного, успехов очень хороших”. Другим известным учеником был Белюстин Иван Стефанович (1819-90) Нельзя не упоминуть, что в Старицком училище получал духовное обазование Протоиерей Арсений Иванович Двукраев, духовник семьи Великих Князей Константиновичей.
Во второй половине XIX века по проекту инженера-архитектора Кузьмина Василия Ильича (1849 - после 1911) в Старице строится каменное трехэтажное здание духовного училища с домовой церковью. Помимо архитектурных достоинств особенно интересно узнать, кто учился в стенах духовного училища. К счастью, само здание сохранилось…
После постройки нового здания духовного училища, здесь работали и учились не менее достойные люди.
Известно, что одним из преподавателей русской словестности был Белавский Иван Петрович.
Священномученик священник Николай Раевский с 1911 по 1915 гг. занимал должность эконома.
Мученик Русской Православной Церкви Мощанский Алексей Арсеньевич, уроженец с. Барыково, Старицкого уезда, был надзирателем и учителем с 1891 по 1898 гг. В 1937 году тройка при ПП НКВД СССР по Калининской обл. приговорила его к расстрелу по статье "контрреволюционная террористическая агитация антиколхозного характера Распространение антисоветских слухов пораженческого характера. Контрреволюционно-клеветническая дискредитация руководителей партии и правительства".
В 1914–19 гг. смотрителем Старицкого духовного училища был будущий митрополит Челябинский Василий. В годы гонения на церковь из г. Старицы Тверской губернии сообщали, что смотритель духовного училища о. Василий (в миру Некрасов Василий Ильич), городской голова и прочие лица были в Городской управе арестованы и посажены в такое темное и грязное помещение, где ни сесть, ни лечь было нельзя. Весь город вышел в их защиту. Все жители Старицы шли к большевикам, как один человек, или умереть, или освободить арестованных. И действительно, на третий день арестованные были освобождены. При объяснении творилось что-то неописуемое и чуть было не пущено в ход оружие...
Сразу после революции согласно Постановлению Народного Комиссариата имуществ Республики от 14 января 1918 года "Об упраздении придворного духовенства" все учебные заведения придворного духовенства были переданы в ведение Народного Комиссариата по Просвещению. Странное получилось отделение церкви от государства - церковь отделили, а ее имущество присоеденили к государству. И основным предметом стал не Закон божий, а история ВКП(б), а позднее КПСС. И будущему инженеру, ученому или артисту необходимо было знать эту историю как "Отче наш", а иначе не видать было ему ни лаборатории ни сцены. Была даже такая шутка "как учит наша партия, газы при нагревании расширяются". А нынешнее поколение учеников теперь не знает ни Закона божьего ни истории партии...
Недавно исполнилось 60 лет со дня открытия (1945 г.) Старицкого педагогического училища, располагающегося в стенах бывшего духовного училища. За 60 лет в училище подготовлено почти 5 тысяч преподавателей начальных классов. Сегодня в Старицком педагогическом училище обучается 290 человек, в том числе, 230 - на очном и 60 - на заочном отделениях. Преподавательский состав состоит из 45 человек.
В училище намерваются открыть его музей.
Подготовил А. Галкин
|