 азмеренная жизнь Старицы и православных мирян была нарушена революционными событиями в России в 1917 году. В городе были закрыты монастырь и почти все храмы. К сожалению, сегодня стало ясно: трагедия России кроется не столько в изменении структур государственной власти, сколько в изменении нравственных начал общественной жизни.
Нравственные и материальные утраты тех лет трудно восполнить. Ведь происходило не только угнетение и уголовное преследование миллионов людей, исчезновение образцов церковного искусства (колокола, иконы, утварь и многое другое), а вместе с ними и секретов колокольного литья, иконописи и т. д. Стране был нанесён огромный моральный урон, выразившийся, прежде всего, в снижении нравственного уровня населения.
8 апреля 1929 года было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», по которому жизнедеятельность религиозных организаций, общин, приходов подпадала под жесткую регламентацию государственных органов, во многом противоречившую декрету 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Запрещалось без разрешения властей проводить собрания верующих, назначать или избирать руководителей общин, совершать религиозные обряды вне церкви, пользоваться услугами государственных предприятий, типографий, организованно обучать детей религии, заниматься благотворительностью, строительством и ремонтом культовых зданий.
Сталинский тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму развязал руки не только НКВД, но атеистам. Прокатилась лавина репрессий против верующих и особенно служителей культа. Каждый из них был теперь обязан пройти через всеохватывающее анкетирование, которое определяло степень терпимости режимом этого лица. Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и негласными осведомителями НКВД.
Сегодня работа по извлечению из мрака забвения славных имён новомучеников земли Российской продолжается. Буквально по крупицам приходится ныне восстанавливать картину поистине беспрецедентных в истории церкви гонений на христиан. Многие важные документы той страшной эпохи лихолетья безвозвратно исчезли или подверглись тенденциозной идеологической обработке. Но как видимое небо не ограничивается видимыми звёздами, так и история таит в себе еще не мало подвижников веры, коих имена будут явлены в день испытания дел человеческих. Сколько их, кто пострадал за веру Христову: был расстрелян, замучен, убит, умер от болезней и голода в лагерях? Всех их объединяет одно – всецелая, до забвения себя любовь к Богу и к людям. День за днём восходя на свои подвиги, эти люди обличали ими мир, призывая его вернуться в «объятия Отча из страны долеча». Но мир был глух и слеп, а порой затыкал себе уши и закрывал глаза на эту обличающую проповедь.
В 50-х годах XX века еще большой процент населения продолжало праздновать религиозные праздники. Так, 17 августа 1957 года состоялось внеочередное заседание Старицкого райисполкома, на котором рассматривался вопрос «О состоянии борьбы с преступностью и охраны общественного порядка в районе». В постановлении было протокольно записано, что «уголовная преступность в районе остаётся высокой, особенно много хулиганских проявлений и нарушений общественного порядка допускается в дни религиозных праздников. В районе отмечается всего 60 религиозных праздников, большинство религиозных праздников отмечают 30-40 населённых пунктов, а так называемый «Ильин день» 2 августа отмечают 52 населённых пункта. Большинство религиозных праздников отмечаются в летнее время, 3-4 дня во время полевых работ колхозники на работу не выходят, чем самым наносится большой ущерб народному хозяйству колхозов… Исполком Райсовета считает нетерпимым, когда сельские Советы, депутаты и сельский актив мирится с этим позорным явлением, не ведут с колхозниками никакой работы против религиозных праздников…».
К началу 60-х годов XX века в Старицком районе действовали только две православные церкви – городская Ильинская и села Берново Успения Божьей Матери.
В 1961 году в Старицкую Ильинскую церковь был прислан священник Борис (Ясинский Борис Александрович).
Несмотря на жесточайший прессинг на церковь и на верующих со стороны властей, с каждым годом всё больше и больше людей приходило в Ильинский храм. Для примера воспользуемся «Справкой о деятельности Ильинской церкви за 10 месяцев 1980 года»: «Состоялось церковных служб – 133. Продано иконок – 487, крестиков – 1432 штук. Исполнено обрядов крещений – 61, причастий – 95. Поступило денежных средств – 29, 6 тысяч рублей».
Попасть на благословение к отцу Борису было нетрудно. Во множестве окружающего его народа он почти каждого знал в лицо, каждому мог сказать сердечное слово или просто погладить по голове. Это был высокоинтеллигентный священник. Мне кажется, именно внутреннее священническое делание, а не замкнутость и уж, конечно, не гордыня, составляло его сущность.
Сколько же трагичного было в жизни отца Бориса! Всё изведал: ложь и клевету, оскорбления и унижения… Но вот обиды, а тем более зла, ни на кого не держал. «Переносить трудности, унижения и прощать мне помогала вера в Бога, - говорил отец Борис, - в душе народа она всегда жила. Главное, чтобы Бог и Вера всегда были с нами». Старичане по достоинству оценят деятельность Бориса Александровича Ясинского, наградив его к юбилею города, в 1997 году, званием – Почетный гражданин города Старицы. Здесь надо отметить, что в Тверской области такого звания не удостаивался ни один из священников, после бурных трагических событий против Православной Церкви. Да и в истории Старицкого края не было таких аналогов.
Начало 90-х годов XX века ознаменовалось новым поворотным моментом отношений государства к церкви. Началось тактичное уважительное отношение к религии и чувствам верующих. Люди стали понимать, что никакие материальные блага, которые нам обещали и которые сулят нам снова, не в состоянии удовлетворить и насытить души. Словно очнувшись, народ с жаждой припал к Книге Жизни, к Священному Писанию, к учениям святых отцов Церкви, к житиям святых угодников, которые опять стали путеводной звездой в омраченном грехом мире.
Летом 2002 года в городе Старице произошло ярчайшее событие, подтверждающее возвращение к тем духовным силам – вере, любви – без которых немыслима разумная жизнь. В древней Старицкой Вознесенской церкви были обнаружены останки и вещи местночтимой схимонахини Пелагеи, которая приходилась матерью или сестрой первого Патриарха Всероссийского Иова. 11 января 2003 года в Ильинскую церковь города Старицы при большом стечении народа были привезены и переданы останки мощей в действующий храм. Здесь, спустя почти 80 лет забвения, произошла панихида по матушке Пелагеи. Возвращение святынь, веками почитавшиеся русским народом, - это и есть возрождение полноценной духовной жизни.
Источник:
Шитков А.В. ИСТОРИЯ ИЛЬИНСКОЙ ЦЕРКВИ ГОРОДА СТАРИЦЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ |