Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте


 

   

Достопримечательности
Старицкий музей: от Клодта до Фабриканта
осле октябрьского переворота 1917 года, в результате национализации земли и отмены частной собственности, десятки тысяч усадеб в России оказались без хозяев. Именно в это время лучшими представителями российской интеллигенции предпринимались подчас героические усилия для спасения не только усадебных ценностей, но и дворянских архивов, в которых хранились межевые грамоты, частная переписка с известными людьми в стране, дневники, письма. Для сохранения уникальных частных собраний в стране создаются государственные музеи. В 1919 году такой музей был создан в нашем небольшом уездном городе Старице.
Уже 4 января 1919 года на заседании Старицкой коллегии народного образования был рассмотрен вопрос «Об организации при Отделе Народного Образования подотдела по делам музеев, охраны памятников старины и искусства». Коллегия решила, что «в целях сохранения всех художественных ценностей, памятников старины и искусства, имеющихся в большом количестве в Старицком уезде – учредить с 5-го января 1919 года при Отделе Народного Образования подотдел по делам музеев, охраны памятников старины и искусства. Заведывание коим поручить т. Петрову». На этом же заседании был решен вопрос заведующего Старицким музеем. Им стал специалист по прикладному искусству, работавший долгое время при Московском Историческом Музее Евгений Александрович Клодт.
Художник по образованию, Е. А. Клодт прибыл в Старицу из Москвы в 1918 году и, очевидно, музейная деятельность его была связана с вынужденными житейскими обстоятельствами – война, голод, разруха. Словом, надо было спасать свою семью от голода. Первый Старицкий заведующий музеем сразу же столкнулся с проблемой хорошего и просторного помещения. Протоколы заседаний коллегии отдела народного образования от 11 июня, 1 июля и 30 июля фиксируют настойчивые призывы о передаче «Подотделу о музеях всех помещений бывшего Монастыря». Так, исполняющий делопроизводством подотдела охраны памятников старины и искусства А. И. Панов на одном из заседаний прямо указывает, что « … монастырское здание нам необходимо сейчас же, необходимо сию минуту по следующим соображениям:
1). Ныне занимаемое нами помещение настолько ветхое и непригодное, не только что к хранению ценных предметов, а непригодно и к хранению какой бы то ни было рухляди.
2). При маленьком дожде получается течь в потолке и поливание водой собранных предметов.
3). Рамы, двери настолько ветхи и без достаточных запоров, что небезопасны в отношении хищения.
4). Печи ветхие, здание гнилое, пожалуй, зданием-то и назвать нельзя…
Для музея нужны как дом, так и все служебные постройки. Из здания монастыря уступлено может быть незначительная часть для обслуживания религиозных нужд группы верующих, с выселением которой не вызывать бы большой неприятности, а потому я прошу помещение, занимаемое братией, не касаться, а предоставить в распоряжение группы верующих...».
Вскоре Старицкий Исполком принимает решение: «Здание монастыря, значащееся в описи под № 1 (бывшие архимандритские покои – А. Ш.), занять под музей…».
Работать Евгению Александровичу, по всей видимости, приходилось в непривычных условиях. Это означает многочисленные командировки по всем уездным усадебным местам, связанных с «дворянскими гнездами», опись имущества и перевозка его в музей, организация сохранности ценностей и т. п. А тут еще на Клодта весной 1920 года возложили еще одну дополнительную работу – быть ответственным за состояние архива в Старице. Трудно совмещать два очень важных дела и Е. А. Клодт пишет в Тверь: «… Здоровье плохое, нет сил, да и года не те, когда можно было таскать и перекладывать тяжелые пыльные дела... Я бы рад работать, и пробовал один разбирать дела, но положительно не могу, нет сил, тем более, что приходится работать после занятий, а их у меня много». Оказывается, Евгений Александрович еще работал преподавателем изобразительного искусства в Старицкой городской школе!
Новые найденные архивные документы рассказывают нам, что Клодт активно занимается и общественной жизнью в Старице. Так, 23 июня 1920 года он был избран председателем Старицкого «Союза Охотников», пишет научные труды: «Русские орнаменты на памятниках города Старицы» и «История орнамента», интересуется фотографией, так как «желает запечатлеть на негативах все старинные постройки и интересные архитектурные памятники».
Только отношения самой власти к Евгению Александровичу в это время, мягко скажем, не совсем понятно: то его «забыли» включить в список ответственных работников, от этого зависел размер пайка; то заведующий политотделом искусств Старицкого УОНО А. И. Панов стал настоятельно требовать, чтобы Клодт немедленно освободил квартиру, занимаемую им при музее; то обвиняли в невыполнение постановлений о составлении новой экспозиции – отдела соцстроительства… А может быть, он уже был тогда под пристальным внимаем властей из-за социального – дворянского происхождения? Так или иначе, но Е. А. Клодт в 1921 году вынужден был покинуть Старицу и уехать в город Омск.
Подытоживая этот период деятельности Евгения Александровича Клодт на ответственных постах, надо сказать, что остался «вдохновляющий пример нравственного отношения к труду, к гражданскому долгу в условиях высочайшего социального напряжения и материальных трудностей».
Любопытно, но это факт: в списках ответственных работников Старицкого УИКа после отбытия из Старицы Е. А. Клодта только один (!) имел высшее образование – это Иван Иванович Фабрикант, который работает в это время заведующим подотделом внешкольного образования.
До последнего времени нам ничего не было известно об этом человеке. Только совсем недавно в Государственном архиве Тверской области удалось найти дело - «Списки служащих и школьных работников Старицкого УОНО… Анкеты на работников УОНО за 1923 год». В одной из анкет, заполненной рукой Фабриканта, говорится, что он родился в 1891 году в Полтавской губернии, Хорольского уезда, в деревне Горошино. В возрасте 18 лет поступил и успешно закончил Московскую горную академию, потом окончил Московский археологический институт. Но видимо и этого показалось мало, и Фабрикант заканчивает Лазаревский институт восточных языков, проходит стажировку в Берлинском университете, где преподает психологию логику и философию. Участник военных действий в первой мировой войне против турок в должности адъютанта инженерного полка. Получил воинское звание подпоручика. В город Старицу прибыл в 1918 году, где сразу устроился на работу в отделе управления делопроизводителем. С 1 марта 1919 года работает в должности заведующего нотариальным отделом. Через год Фабрикант в новой должности – заведующий подотделом внешкольного образования. Теперь становится понятным, почему именно кандидатура Ивана Ивановича Фабриканта была утверждена на освободившееся вакантное место – заведующий Старицким музеем. И еще один любопытный факт, говорящий нам об этом удивительном человеке. В конце анкеты Ивана Ивановича, есть приписка, написанная в 1923 году секретарем Старицкого УИКа Петровым: «Ценный работник в области народного просвещения. Добросовестно относится к возложенным обязанностям».
В должности заведующего Старицким музеем И. И. Фабрикант проработал три года. При нем в музее будут функционировать 4 отдела – художественный, историко-археологический, гравюрный и церковно-исторический. В штате музея также исполняли обязанности: Арсений Петрович Толченов, сотрудник по краеведению, Тихон Гаврилович Кудрявцев, секретарь, сотрудник по церковным делам и сторож Эмилия Степановна Деденко.
Музейные экспонаты размещались на втором этаже архимандритских покоях. В двух комнатах размещалась семья заведующего музеем, еще в одной было отдана под канцелярию. Известно также, что после переезда И. И. Фабриканта в Тверь, «квартиру заняли монахи монастыря».
Подводя некоторые итоги первых лет истории Старицкого историко-художественного музея, с полным основанием можно сказать, что отнюдь не случайно возглавляли его Евгений Александрович Клодт и Иван Иванович Фабрикант. Именно они представляли интеллектуальную часть общества города Старицы, они же в то время составляли и духовный потенциал провинции. Искренне преданные музейному делу Е. А. Клодт и И. И. Фабрикант создали один из крупнейших музеев в Тверской губернии, получивший вскоре мировую известность. О том, что удалось им собрать, писал в 20-е годы Александр Николаевич Греч, побывавший в Старицком музее: «... Историко-художественные ценности частью вывезены, частью сосредоточены в бывших архимандритских покоях. Здесь, в музее - прекрасные иконы, шитье и утварь из монастырской ризницы, частично связанные с именем патриарха Иова, жившего в монастыре, археологические раскопки, монеты Старицкого княжества и арабские деньги, свидетельствующие о когда-то доходивших сюда торговых путях по Волге с Дальнего Востока. Старые и старомодные предметы домашней утвари, костюмы и ткани, и среди них - очаровательный портрет старицкой купчихи - молодое лицо в богатом окружении своеобразного наряда. В других комнатах, занятых музеем, - мебель, фарфор, гравюры, картины, вывезенные из окрестных имений. Случайно, верно, сюда попала небольшая, с исключительным мастерством написанная композиция кого-то из поздних венецианцев, близких к Тьеполо, и, настолько помнится, подписной русский жанр неведомого мастера, предвосхищающего подобные работы Тропинина. В одной из комнат - десяток портретных холстов, большей частью принадлежавших кисти одного и того же, несомненно, доморощенного, художника, несколько портретов семьи Чаплиных, вывезенных из неподалеку находящегося, ниже по Волге, имения "Холохольня". Библиотека, составившаяся также из усадебных поступлений, находится в нижнем этаже бывших покоев архимандрита. Исключительный интерес представляют здесь частично автографированные масонские книги, русские и иностранные, составлявшие библиотеку Лабзина, известного мистика александровских времен.
Степановское, Первитино, Холохольня, Малинники, Берново и Павловское Вульфов, где бывал Пушкин, Раек Глебовых, усадьбы Лабзиных, Тутолминых - все это тянется к Старице, оставив след в музее и ... на кладбище…».

Александр Шитков – преподаватель педагогического училища,
председатель Старицкого отделения Российского общества
историков-архивистов, краевед.
СКОРО
22 декабря
День Победы в Бортеневской битве
Осталось 8 дней
Книга памяти
Ливонская королева
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2024
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.019896030426025 сек.