| 18 августа 1581 года к крепости Старице медленно двигался кортеж, который был окружен многочисленными всадниками. В одной из карет находился человек, одетый во всё чёрное, по имени Антонио Поссевино. Ревностный защитник католицизма, ловкий интриган, готовый любой ценой добиваться своей цели, монах и военный, дипломат и шпион прибыл в Россию для встречи с царём Иваном Васильевичем Грозным. В этот период времени шла многолетняя изнурительная война Русского государства с Польшей и Литвой за выход к Балтийскому морю. К тому же вновь возобновились набеги крымского хана на южные окраины России, что поставило государство перед необходимостью вести войну на два фронта. Сложившаяся военная и политическая обстановка поставила царя Ивана Грозного перед необходимостью искать перемирия с польским королём Стефаном Баторием. |
Посредником в этих переговорах и выступил римский папа Григорий XIII, который направил своего представителя в Россию.
Уставший после пятимесячного путешествия, папский нунций Антонио Поссевино с нетерпением всматривался вдаль, ожидая с минуты на минуту появления неведомой ему ранее Старицы. Наконец преодолён последний поворот дороги и неожиданно открылся вид на город, стоящий высоко на холме. Много встречал на своём пути итальянский посол крепостей, дворцов и церквей. Но то, что предстало перед ним в Старице, было похоже на фантастическую сказочную картину. Белокаменные стены, сторожевые башни под шатровыми крышами, казалось, созданы были самой природой. На самом видном месте находился дворец, занимающий обширную территорию. Рядом возвышались великолепные шатровые храмы. Поодаль от дворца стояли рубленные из толстых брёвен дома дворцовой челяди, а дальше к стенам теснились избы горожан.
Посольство двигалось через весь город Старицу. С обеих сторон улиц, по которым следовал кортеж, невиданную ранее процессию встречали сотни горожан, одетых в нарядные праздничные одежды. Два ряда стрельцов поддерживали порядок, расчищая дорогу папскому легату.
Поднявшись на высокий холм, Антонио Поссевино увидел самую красивую панораму Старицы и ее окрестностей: крутой берег Волги, живописные здания Успенского монастыря и ближайших церковных построек, безбрежные массивы лесов, бездонная ширь неба завершали собой удивительную картину русской земли.
Да, это было время наивысшего расцвета города Старицы за весь период её древней истории. Хорошо укрепленная крепость с выгодным экономическим и военным местоположением, богатая княжеская вотчина, город величественных архитектурных сооружений, и повсюду небольшие каменные и деревянные церквушки – такова Старица эпохи царя Ивана Васильевича Грозного.
Здесь мы можем задаться вопросом: «А сколько же церквей было тогда в городе Старице?». Ответ на поставленный вопрос мы частично найдем при изучении Тверских писцовых книг XVII века. Первая из них была написана Степаном Торбеевым в 1624 году, то есть после литовского разорения прошло почти 15 лет.
Изучение писцовых книг XVII века проливают в свет богатейший материал по изучению истории церквей и монастырей города Старицы, которые были разбросаны по берегам рек Волги и Верхней Старицы. Они, несомненно, служат верным показателем обширности города. Строили обыденную церковь за один день. Работа могла начаться и в ночь на новый день, но возведение и освящение храма должны были быть закончены до захода солнца. Обыденная церковь могла быть только деревянной и небольших размеров. Ограниченный срок постройки церкви был обусловлен идеей, заложенной в ней. Жители города, принимая участие в возведении храма, тем самым как бы проходили обряд очищения, а храм становился талисманом, оберегом, обладающим магической силой воздействия на нечисть, становился символом безупречной чистоты. Многочисленность церквей и монастырей создает впечатление Старицкого «Китежа» на Тверской земле. Многие церковные памятники навсегда исчезли из народной памяти. Мы же попытаемся рассказать лишь о некоторых из них, так как об этом сохранились небольшие исторические материалы.
Впервые упоминание о церквях в нашем крае мы находим в истории Успенского монастыря, при иноках Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церквушка, которая «необходима была для них; как место общественной молитвы и обучения приходивших людей слову Божию». Основание монастыря относится к 1110 году, и располагался он на современной площади перед районным Домом культуры. В XVI веке монастырь был перенесен ближе к реке Волге, на то место, где он находится сегодня. В 1530-х годах князем Андреем Ивановичем здесь строится белокаменный Успенский собор, а через сорок лет, в 1570 году, по велению царя Ивана Грозного была выстроена Введенская церковь. Рядом стояла « церковь кирпичная над Святыми воротами во имя святого Василия Анкирского». Опустошительный набег литовцев в 1609 году нанес просто убийственный урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свою былую славу.
По преданию, в XVI веке царём Иваном Грозным был основан в городе Старице Вознесенский женский монастырь. В писцовой книге за 1624 год мы находим: «Церковь Вознесения Господня древян клетцки, а в церкве образы, и свечи, и книги, и колокола, всякое церковное строение Государево, а церкви во дворе поп Наум Иванов». Рядом с деревянной церковью находилась могила схимонахини Пелагеи, убитой во время литовского разорения Старицы. По всей видимости, схимонахиня Пелагея приходилась матерью или сестрой первого Российского Патриарха Иова. Позднее на этом месте была построена Знаменская каменная церковь, а у могилы ежегодно служили панихиды.
В описной книге Сухово-Кобылина 1686 года говорится о Богословском монастыре, который располагался рядом с городом Старицей на Старом Городище. «В том же Старом Городище место церковное пусто, - писал переписчик XVII века, - что бывал монастырь Иоанна Богослова, мерою погосту в длину двадцать семь сажень, поперёк двадцать девять сажень». По мнению краеведа Ивана Крылова монастырь находился в Коньковской слободе, где ещё в начале ХХ века в огородах крестьян находилось «до 10 надгробных плит с изображением креста в виде посоха». Сведений о времени основания Богословского монастыря нет, он был разрушен, по всей видимости, во время литовского нашествия.
В полуверсте от Половинкиной улицы, на самом берегу реки Волги, некогда располагался Никитский монастырь, разрушенный также во время литовского нашествия 1609 года. Здесь в начале ХХ века находились «могильные плиты с изображениями посошных крестов». А на самой улице до сих пор сохранился древний «столб-часовня». По преданию на этом месте была церковь во имя бессеребряников Косьмы и Дамиана.
Вторая каменная церковь была построена следующим тверским князем: «1403 года, князь Иван Михайлович на городке, на реце, на Старице, поставлена церковь камену св. Николы: в весне почата, а в осенине кончата и священа Ноября в 13 день». Церковь также сильно пострадала во время литовского нашествия 1609 года. В описной книге Сухово-Кобылина о церкви св. Николая говорится, что она завалилась в 1677 году. Археологические раскопки, произведённые Иваном Крылом в 1903 году, показали, что стены были следующего размера: «длина 15 1/2 , ширина 11 3/4 аршина. Стены имели толщину 1 аршин 13 вершков. Около этой церкви была найдена надгробная плита схимонахини Таисии, умершей в 1620 году… Пол состоял из 6 вершковых квадратных известняковых плит».
На Старом Городище Старицким князем Владимиром Андреевичем в XVI веке был построен шатровый собор Бориса и Глеба.
В самом же городе Старице, по писцовым книгам, мы можем выявить ещё ряд церквей. На левом берегу города Старицы, на месте современной Александровской часовни располагалась еще одна церковь Николая Чудотворца, а на бывшем городском бульваре – деревянная «церковь Параскевы Мученицы». В писцовой книге за 1624 год по этому поводу находим: «Церковь великой мученицы Параскевеи, нареченные Пятницы, до преж Бориса и Глеба, древян клецки, образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение государево, а у церкви во дворе поп Алексей, во дворе проскурница Маврица». Краевед Иван Крылов делает из этого вывод, что «Богородице-Рождественская церковь сначала была сооружена во имя Бориса и Глеба, а затем Параскевы Пятницы… Указ о постройке каменной Богородице-Рождественской церкви, вместо Пятницкой, дан Тверским Архиепископом Феофилактом в 1728 году».
На месте, где сегодня располагается пожарная часть, стояла Семеновская церковь, полностью разрушенная в 1965 году. У Степана Торбеева за 1624 год читаем: «На гороцкой стороне церковь Симеона Столпника приходской, древян, шетром, а в церкви образы и свечи, и колокола, и всякое церковное строение мирское, а у церкви во дворе поп Иван». Здесь также встречались еще в начале ХХ века каменные плиты с посошными крестами XV – XVI веков. А на Петровской горе, напротив церкви «Симеона Столпника, находится старинное кладбище с остатками от фундамента здания, вероятно, церкви,» - писал исследователь Старицкой земли Иван Крылов. | | Надгробная плита с Симеоновского кладбища |
|
Рядом с проходной швейной фабрики сегодня стоит Никольская, а точнее, Преображеская церковь. В писцовой книге за 1624 год находим: «Церковь Николая Чудотворца древян клецки, стоит пусто без пения. Да посадских дворов: двор Степанки Шишина, а ныне в том дворе живет конюшенныя слободы Мишка Филиппов». Эта церковь во время литовского разорения в 1609 году была полностью разграблена. По городскому плану 1746 года рядом с деревянной церковью Николая Чудотворца стояла каменная церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с кладбищем. Почему эта церковь не вошла в описание за 1624 год? Может быть, она была построена позднее?
На правом берегу города Старицы также действовало ряд церквей. Так, в 1624 году в писцовой книге Степана Торбеева и подьячего Федора Постникова говорится: «Да на Заволжской стороне, на Вершинской горе церковь Иоанна Предтечи, да церковь Николы Чудотворца древяны клетцки, а в церквах образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение мирское, а попы у тех храмов были у Иоанна Предтечи поп Варфоломей, а убит в литовской приход, в вместо ево лежит в впусте да десять мест нищих старцов. Место церковное, что был храм Рождество Христова на берегу на реце на Волге, а у того церковного места двор попов, а живет в нем монастырской служака Михаила». Предание о том, что эта церковь когда-то была у перевоза и называлась «Михаила-Чудо» пока документально ничем не подтверждается. По свидетельству Ивана Крылова, еще в начале ХХ века на церковном месте, где был когда-то храм Рождества Христово, «до сих пор остались следы фундамента от церкви и надгробные плиты с изображением посошных крестов XV и XVI веков». На площади перед современным районным Домом культуры некогда стояла Воздвиженская церковь. Степан Торбеев в 1624 году писал по этому поводу: «Храм приходской Воздвижения Честнаго Креста, древян клецки, стоит без пения, строенье никакого нет, а у церкви место поповское и дьяконское отдает в наем». В описной книге Старицкого Успенского монастыря за 1607 год говорится: «Да в Старице на посаде Пречистыя Богородицы слободка, а в ней храм теплый Николая Чудотворца, а дворов в слободе с людьми пятнадцать». Храм был полностью разрушен во время литовского нашествия в 1609 году. Позднее Иван Крылов писал, что в 1776 году храм Николая Чудотворца был перенесен на новое место.20 По писцовой книге 1624 года в городе Старице была церковь «Екатерины Христова мученица, да четыре десятков мучеников стоит без пения. В такове дворе живет ево Мишка да Васка Поповы. Да посадские бобыли Тихонка Шамига, да Митрога Тулупов». По всей видимости, церковь стояла рядом с Успенским монастырём. Чуть далее монастыря, к северу, располагалась деревянная Воскресенская церковь. У Степана Торбеева читаем: «Церковь Воскресения Христова, да придел Благовещение Пречистыя Богородицы древян клецки, а в церквах образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение мирское, а у церкви во дворе поп Григорей». Впервые исторические сведения об Ильинской церкви мы находим также в писцовой книге Степана Торбеева за 1624 год. Кстати, в писцовой книге Степана Торбеева о церквях города Старицы в целом говорится: «Четыре церкви из 9, а также Вознесенский монастырь запустели и остались без пения».
Сегодня очень сложно представить себе, что из перечисленных храмов и монастырей, располагавшихся вокруг города Старицы, неизвестными остаются ещё около десяти. По версии дореволюционного краеведа Ивана Крылова в Старице было до 26 старинных кладбищ, а они «устраивались исключительно только около церквей и, к сожалению, жители города о них в большинстве не сохранили предания».30 Храмы эти, преимущественно деревянные, были когда-то с любовью выстроены Старицкими зодчими-плотниками. Их возводили не просто в расчете на потребности местных жителей. Столь много храмов могло функционировать в небольшом городке только благодаря наплыву «дополнительных» богомольцев – паломников со всей Матушки Руси. Храмы украшали Старицу, поднимаясь над его жилой застройкой шатрами, главками, крестами, образуя неповторимую градостроительную композицию, составляя облик, образ города, называемым Домом Пресвятой Богородицы, в честь первого монастырского храма. Всё «духовное» тянулось в нём к небу, «материальное» пласталось по земле. Это давало средневековому горожанину главное – спокойствие, смирение и уверенность в своих силах.
Александр Шитков – преподаватель педагогического училища, председатель Старицкого отделения Российского общества историков-архивистов, краевед. |