1777 году в городе Старице Тверской губернии была открыта первая городская школа. В архивных документах имеется запись об учреждении приказом общественного призрения "градских школ для купеческих и мещанских детей, возрастающих, не приобретая полезных и нужных состояния их знаний наук и ремесел". Оные школы были учреждены в Твери и еще в десяти уездных городах, в числе которых был город Старица. Школа открылась на 30 мест, в нее определялись купеческие и мещанские дети в возрасте 6-13 лет и обучались следующим предметам: "российской грамоте, правописанию и истолкованию христианского закона, всеобщей сокращенной истории, сочинениям с вопросами и ответами; арифметике и рисованию". Для купеческих и имущих мещанских детей обучение было платным, однако бесплатно могли обучаться и питаться сироты и малоимущие дети. Говоря современным языком, в вопросе платы за обучение также был дифференцированный подход. Например, с купеческих детей за обучение грамоте с каждого брали по 3 рубля в год, а со "вступивших в арифметику и обучающих рисованию - по четыре рубля". С мещанских же "имущих детей за обучение грамоте и писанию взимали по рублю в год, а с тех, кто обучался арифметике и рисованию, по 1 рублю 50 копеек с каждого". За обучение христианскому закону и всеобщей истории плата не взималась.
Постановлением приказа общественного призрения местным властям предписывалось "для помещения школы построить в приличном месте дом и обеспечить школу всем потребным: столами, стульями, скамейками, чернильницами, аспидными досками". Обеспечение псалтырями, букварями, экземплярами арифметики, азбуки, печатными образцами для письма, по-современному книгами и наглядными пособиями, приказ общественного призрения взял на себя.
Первоначально школа размещалась в деревянном здании на ул. Семеновской (ныне улица Маркса). Для соблюдения "учрежденного в школе порядка и тишины между учащимися, чистоты в доме был определен смотритель из людей благонадежных, честных, рачительных и благоразумных". Кроме вышеперечисленного, он должен был смотреть, чтобы на учениках не было рваного платья, обуви и затасканного белья. "Не радеющие об этом ученики и особенно пришедшие в школу с неумытым лицом и руками в наказание задерживались в школе без выпуску".
Бедные мещанские дети и сироты, обучающиеся в школе, снабжались "пищей, обувью, платьем из белого русского сукна с малиновыми обложками и покроем русским или немецким (по воле городского головы и гражданского общества)". Те, кто учился за плату, ходили в своей одежде, только должны были для отличия носить шляпы, обтянутые тесьмой.
Надзор за школой поручено было осуществлять городничему и городскому голове.
Источник: Шитков А.В. Грамота для купцов и мещан. Учительская газета № 23 (9688) 9 июня 1998 г. |