Старица - земля православная. Монастыри и храмы.  
Сведения о городе
Старицкие вести
История города
Монастыри и храмы
Святые и подвижники
Памятные даты
Достопримечательности
Старицкая старина
Паломникам на заметку
Фотогалерея
Старицкий архив
Интересные ссылки
Гостевая книга
Форум
Карта сайта
О проекте
Денисовы


 

   

Старицкая старина
Старицкий крестьянин и ремеслом славен
рестьяне деревень Анцинориха, Боярниково, Бураково (Денежновского с/о), Дарьино, Денежное, Кузнецовка Мосеево, Рюхово в свободное время в течение почти целого года занимались тележным промыслом. Телеги сбывались в города Ржева и Старицы от 1 руб. до 2 руб., тарантасы стоили от 40 до 60 руб.
В деревнях Бабенки, Большое Капково, Боярниково, Вардугино, Дворцы, Задорье, Кожевниково, Коняшино, Красноселье, Луковниково, Малое Капково, Селютино, Степино в свободное время крестьяне занимались камнебойным промыслом. Этот промысел особенно был развит во время строительства Николаевской железной дороги. Работали преимущественно крестьяне зимой и весной, и домой возвращались только к Петрову дню. «Организован промысел по преимуществу на артельных началах, хотя встречался и в виде наемного труда. Артели составляются человек из 14; такая артель добудет в рабочий срок до 1000 руб., а за вычетом расходов на харчи, чистого заработка остается до 800 руб.»
Зимой многие мужчины деревень Баканово, Власово, Коробово подрабатывали конопатчиками и кирпичниками в Петербурге, а деревень Богоявленье, Боровая, Борыково, Корытце мужчины уходили на заработки в города, где работали кочегарами и машинистами.
Крестьяне деревень Боково, Мошино, Холохольня в свободное время занимались штукатурным промыслом. Уходили целыми артелями в Петербург и Москву. «Поступающие в штукатуры для обучения занимаются сначала ноской материала. Затем, мало помалу, присматриваясь, начинают и сами работать. В первый год ученик получает на хозяйских харчах 30 руб., во второй год – уже обыкновенно – 50 руб.» Чистый заработок среднего штукатура достигал до 60 руб. за сезон.
Главным пунктом отхода для плотничного промысла преимущественно была Московская губерния, куда уходили крестьяне деревень Болдырево, Болотьково, Дубровино, Молотино, Редкино, Сафроново, Сергеево, Сотчино, Шебаршино и села Емельяново . Работали артелями от 5 до 30 человек. Средний заработок за сезон составлял от 30 до 100 руб. Также плотники занимались приготовлением срубов на продажу.
В деревнях Бураково (Суровцовского с/о), Данилова Слобода, Елизаветкино «крестьяне промышляли конопатчиками и судовозчиками в Санкт-Петербурге и Севастополе. Работали на кораблях Русского Общества. Платили от 1 руб. 20 коп до 1 руб. 70 коп в день. Работали круглый год. Харчи свои. Готовили пищу кухарки».
Васильевское, Станишино . Многие крестьяне в свободное время занимались сапожным промыслом – «подбойщиками». Их можно было встретить в местах скопления рабочего народа в Петербурге и Москве. «Они на месте чинят обувь, при чем «клиент» в это время стоит на босу ногу и ждет, когда будет готово». Уходили в города небольшими артелями. «Начинающий учился обыкновенно, «пристает» к какому-нибудь родственнику на месяц или два, и обучение этим кончается, так как наука «немудрая». Главные инструменты: большая деревянная палка с железной лопаткой на конце, молоток и нож. Взяв с собой инструменты и кожу, часто старую, подбойщики становятся в разных местах – на улицах, бульварах, площадях и чинят прохожим обувь. Работа идет быстро. За подбойку подметки берут от 20 коп. до 1 руб., смотря по лицу, для которого производится работа; часто говорят: «По копейке с гвоздя». В удачный день подбойщик может заработать 3-4 руб.
При деревнях Воробьево, Молоково, Стегнишино, Федурново, Черевково, Старо-Ямская, Сельцо, Толпино имелись каменоломни. Ломкою камня крестьяне занимались преимущественно зимой. Занятие промыслом происходило в течение трех зимних месяцев. Добытый камень продавался большей частью на месте тверским и ржевским купцам. Аршинные камни (плиты) продавались от 3-4 до 7-8 руб. за сотню. Каждый работник мог заработать за это время 30-35 руб.
«Зимой крестьяне деревни Вороново возят дрова по берегу реки Большой Коше до Волги, этим и живут», а крестьяне Глазуново, Гремиха «ходили на заработки в Петербург, где работали продавцами в магазинах, дворниками и на кухне».
«Промысел - класть печи был хорошо развит в деревнях Глебцово, Гнездово, Литино, Шиловка . Крестьяне даже едут в Москву. Этот промысел укоренился, отец отправлен в Москву и с собой берет сына, который также приучается к этому труду. Отправляются после Пасхи, живут в Москве до Петрова дня, а к сенокосу приходят домой. Кто имеет возможность, тот живет и дольше. Придя в Москву, такие работники становятся на площади и ждут подрядчиков, которые их и нанимают тут же. Если нанимают на целый год, то платят дороже, а если до Петрова дня, то дешевле. Зарабатывал каждый мастер от 50 до 100 руб. за сезон.»
Зимой многие мужчины деревень Григорево, Наводниково и села Родни подрабатывали конопатчиками. Вот как об этом написано в Зубцовском сборнике статистических сведений за 1888 год: «Уходят в Кронштадт, где работают на казенных кораблях. Поденная плата 90 коп. – 1 руб. Харчи и квартира свои. Ее нанимают артелью человек 6. Платят 1 руб. 75 коп. с человека; стряпает хозяйка. Работают 5, 5 месяцев с 1 апреля до сентября; в месяц получают 22-24 руб. Нанимаются также в Петербург к подрядчику помесячно за 10-18 руб. на хозяйских харчах; на готовом содержании получают 45 – 100 руб.»
Деревня Губино была одним из крупных гончарных центров в Тверской губернии. Здесь находилось около 20 гончарных мастерских, в которых работали почти все жители деревни. Изготавливали самые разнообразные изделия: горшки, корчаги, «пивники», кувшины и «подаяшки» под масло, украшавшиеся узорами – «корявочками», которые наводили палочкой, разнообразные свистульки: дудки, кувшинчики с соловьиным свистом, уточки с желтой поливой и другие. Работали в основном 6 месяцев в году, в основном в зимнее время, во время покоса промысел в деревне прекращался. Необходимый материал – глина, добывался преимущественно в селе Высоком. Крестьяне привозили глину и продавали ее мастерам по 7 коп. за пуд. Каждый мастер покупал примерно до 250 пудов глины. Горшки продавались в розницу на месте или оптом в городе Старице от 2 руб. 50 коп до 4 руб. за сотню., смотря на разницу горшков. Чистого заработка на одну мастерскую было от 10 до 15 руб. Известны династии мастеров – Пантелеевы, Ивановы, Соколовы, Федоровы, Белоноговы, Козловы. Павел Петрович Белоногов был большим мастером в искусстве, делавшим горшки со львами, фигуры подбоченившихся мужиков. Изделия губинских мастеров знали во многих городах России. Производство прекратило свое существование в 1948 году.
Крестьяне деревень Дубровки (Паньковского с/о), Железово, Иверовское, Климово (Сидоровского с/о), Мичково, Никольское (Сидоровского с/о), Пентурово в свободное время занимались штукатурным промыслом. Уходили целыми артелями в Петербург и Москву. «Поступающие в штукатуры для обучения занимаются сначала ноской материала. Затем, мало по малу, присматриваясь, начинают и сами работать. В первый год ученик получает на хозяйских харчах 30 руб., во второй год – уже обыкновенно – 50 руб.» Чистый заработок среднего штукатура достигал до 60 руб. за сезон.
«Некоторые крестьяне деревни Знаменское зимой уходят шить простую крестьянскую одежду. Пища у них простая, одеваются также просто, праздники справляют бедно».
Крестьяне деревень Кобелево-1, Кобелево -2 занимались выделкой упряжных дуг. Промыслом занимались в свободное время, в основном, работали 5 месяцев. Каждый домохозяин работал самостоятельно. Дуги сбывались в город Старицу и близ лежащие села, а также во время годовых ярмарок. Сотня дуг продавалась от 40 руб. Один работник может в течение рабочего сезона сделать до 100 дуг. Чистый заработок за 5 месяцев доходил до 20 руб.
Доходной статьей крестьянской общины деревни Мартьяново являлась мельница в общем владении с деревнями Боровой и Алексино, с которой получали доходу 90 руб. в год. «Деньги тратят на уплату общественных расходов». В деревне у одного домохозяина был кирпичный завод. Вот как об этом написано в Зубцовском сборнике статистических сведений за 1888 год: «Кирпичный завод в деревне Мартьяново стоит 400 рублей (3 сарая и горн) и производит до 100 тысяч кирпича; кирпич продается на месте по 10 руб. и в город Старицу по 11 руб. 50 коп. за тысячу; за использование глиною на мирской земле платится 10 руб. в год; на заводе имеется 5 работников. Работают с Покрова и до Пасхи. Наемные работники за вычетом расходов на харчи получают 35-40 руб. Место для кирпичного завода, откуда добывается глина, куплена у своего общества за 100 руб. Хороший работник может сделать тысячу в 2 дня».
Жители селения Негодяиха отходили весной и осенью по Старицкому уезду в землекопы, около 20 человек. На сторону ходят в Петербург и служат больше дворниками, лакеями, на кухне, в кучерах.
Многие крестьяне деревни Новое (Новского с/о) в свободное время занимались сапожным промыслом – «подбойщиками». В дореволюционное время их можно было встретить в местах скопления рабочего народа в Петербурге и Москве. «Они на месте чинят обувь, при чем «клиент» в это время стоит на босу ногу и ждет, когда будет готово». Уходили в города небольшими артелями. «Начинающий учился обыкновенно, «пристает» к какому-нибудь родственнику на месяц или два, и обучение этим кончается, так как наука «немудрая». Главные инструменты: большая деревянная палка с железной лопаткой на конце, молоток и нож. Взяв с собой инструменты и кожу, часто старую, подбойщики становятся в разных местах – на улицах, бульварах, площадях и чинят прохожим обувь. Работа идет быстро. За подбойку подметки берут от 20 коп. до 1 руб., смотря по лицу, для которого производится работа; часто говорят: «По копейке с гвоздя». В удачный день подбойщик может заработать 3-4 руб.
В деревне Савельево был сильно развит местный промысел – «горшечники». Вот как об этом написано в Зубцовском сборнике статистических сведений по Тверской губернии за 1888 год: «Кто живет дома, тот делает горшки. Глина в наделе по речке, серая, на глубине 1-3 аршин. Глину начинают копать с первых заморозков; копают, кто где хочет и сколько хочет. Горшки делают только мужчины и мальчики от 15 лет. Рабочий сезон начинается с заморозок. Горшки делают 5 сортов: двухведерные, в день 10 штук, по 10 коп.; полутороведерные, в день 12 штук, по 5-8 коп.; ведерные, в день 20 штук, по 3 коп.; полутороведерные, в день 30 штук, по 2 коп; кашники, в день 35 штук, по 2 коп. Сушат в избе на полках, избы поэтому черные. Обжигают в пекарных печках. В печь закладывают 50-60 горшков. Кладут прямо на дрова и жгут 2-3 часа. Облива приготавливаются из горячей воды с жидкой мукою, на печь муки идет 2 фунта. В зиму работник может наделать до 7000 горшков. Перестают работать перед Пасхой. Продают в Зубцове и Степурине в базарные дни. Скупщикам продают сотнями за 2 руб.; если сотня состоит из 1-ого и 2-ого сорта по 10 штук; 3-его и 4-ого сорта по 20 штук; 5-ого сорта по 40 штук; порознь продают по 3 руб. за сотню. В неделю чистой выручки получается по 1, 5 руб. на работника».
«Крестьяне деревни Черничено , при первой возможности, подряжаются возить поклажу со станции Старицы в город Старицу. Каждый такой ломовой извозчик может заработать в год до 20-25 руб.».
В деревне Шарапово довольно широко были распространены промыслы, заработки от которых занимали изрядное место в доходах шараповских крестьян. Одним из основных видов промысла стало производство жестяных банок для грибов, которым занималось 6 крестьян – Василий, Никита и Петр Спичкины, Никифор Ефимов, Василий Иевлев и Степан Егоров. Производством жестяных банок они занимались зимой, а летом варили грибы, выезжая целыми артелями в Деревню Коптево под станции. Старица. Самым предприимчивым, пожалуй, был Василий Спичкин, который за сезон наваривал около 4000 банок белых грибов (имеется в виду банка весом в 1 кг.). В общей сложности в деревне Шарапово наваривалось до 10 тысяч банок в год. Большую часть грибов скупал Василий Спичкин, которые он вывозил на продажу в Петербург, в рестораны. Заработок от грибов у него составлял не менее 1500-2000 руб. в год. Этот распространенный промысел просуществовал в деревне до 1930 года, когда он был ликвидирован новой властью.
Крестьяне деревень Шебаршино и Якшино занимались производством лодок и яликов. Лодки сбывались в города Твери и Ярославль. Обыкновенная лодка продавалась на месте за 8 руб., в городе Твери – за 14-16 руб. Емельяновские лодки выставлялись на Всероссийских промышленно-художественных выставках.
Крестьяне деревни Якшино резко отличались среди других своим благосостоянием, «благодаря ведением местными и отходными промыслами. Положение на берегу Волги и хороший строевой лес в наделе способствовала развитию лодочного мастерства; много плотников. Большинство отходящих на заработки занимаются арендой перевозов, отдачей яликов на прокат - занятие весьма выгодное. Крестьянские избы в деревне имеют выдающуюся, сравнительно с другими деревнями, особенность: чистый сад через крылечко и крытый коридор или сенцы. В Якшине есть несколько семей староверов. Большинство людей позволяют курить табак в своих избах. Посуда у некоторых отдельная, у других - общая. Принимают даже священников православных. Не брезгуют и отдачей денег...».

Александр Шитков – преподаватель педагогического училища,
председатель Старицкого отделения Российского общества
историков-архивистов, краевед.
СКОРО
27 ноября
День памяти священно мучеников Феодора, Михаила, Александра (Чекалова), Алексия (Нечаева) 80 ЛЕТ!
Осталось 4 дня
Черный штрих Красного праздника
Лицевое шитье
Благотворительный фонд Старица
Гидрометцентр России
Тверская епархия
Православие и Мир Фотосправочник-путеводитель - Русские Церкви - Истории, фотографии действующих и не сохранившихся Православных Храмов и Монастырей.Православие.RuНародный каталог православной
архитектуры
© Сайт "Старица - земля православная. Монастыри и храмы", Галкин А.С., 2007 - 2017
Создание и разработка сайта - веб-студия Vinchi
Оформление и программирование Ильи
Время формирования страницы: 0.03336501121521 сек.