1774 году, близ соборного Успенского храма Старицкого монастыря была построена небольшая надгробная часовня, четырехугольная с двумя окнами и дверью, стены из белого камня. Внутри часовни-усыпальницы надгробный камень без надписи. С наружной стороны, на стене надпись: «И. Ф. Г. Здесь почивает вечным сном родившийся лета 17... месяца Февраля 20 дня, представивший лета 1774 месяца Июня 13 дня Генерал-Аншефом, Сенатором, Святых Апостола Андрея Первозванного и Александра Невского кавалером».
Интересно, но это факт, до 1896 года никто не мог толком сказать, кому принадлежали инициалы «И. Ф. Г.», никто не ухаживал за могилой, никто из родных и близких ее не посещал. К этому времени все здание часовни-усыпальницы пришло в ветхость, «углы осыпались, крыша проржавела и дает течь, своды промокли и покрыты зеленью, в окнах нет рам, двери поломаны».
И когда речь зашла о ликвидации часовни-усыпальницы из-за ветхости, игумен Свято-Успенского монастыря Арсений сделал об этом представление в Тверскую духовную консисторию, которая, в свою очередь, предписала благочинному монастырей настоятелю Новоторжской Борисоглебской обители архимандриту Макарию «освидетельствовать означенную часовню, действительно ли она ветха, и не имеет ли какого археологического значения.
Архимандрит Макарий обратился с письмом к председателю Тверской ученой архивной комиссии И. А. Иванову, «исследовать, кто скрывается под инициалами И. Ф. Г. и, выражая надежду, с Божьей помощью, при содействии и председателя восстановить и украсить означенный памятник, а не уничтожать его».
В свою очередь И. А. Иванов обратился за помощью к члену ТУАК А. Ф. Селиванову, который и сделал запрос в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербург. Через некоторое время был получен ответ, что «в списке генералов со времен Петра 1 до Екатерины 2 включительно под 1762 год значится генерал-аншеф Иван Федорович Глебов».
Тогда председатель комиссии ТУАК Иван Александрович Иванов просит уже «Управление делами Капитула Российской Империи и Царских Орденов Н. Н. Панова об отыскании имени И. Ф. Глебова в списке умерших кавалеров ордена св. Андрея Первозванного». Управделами не заставил себя долго ждать с ответом. Письмо было отправлено 16 января 1896 года, где Н. Н. Панов уведомил: «Иван Федорович Глебов, по спискам кавалеров Александра Невского, значится пожалованным 25 ноября 1758 года, в чине генерал-лейтенант, а по спискам Андрея Первозванного - пожалован 1 января 1767 года, в чине генерал-аншеф, сенатора и Киевского генерал-губернатора».
По формулярным спискам И. Ф. Глебова стало известно, что он служил генерал-поручиком при Императрице Елизавете Петровне, а при Петре III был уже генерал-аншефом. В царствование Екатерины II он был пожалован званием сенатора и орденом св. Андрея Первозванного, также состоял депутатом от московской губернии в комиссии составления Уложения 1767 года. Умер Иван Федорович 13 июня 1774 года, в то самое число, которое высечено на стене часовни-усыпальницы в Старицком Свято-Успенском монастыре.
Интересны также и некоторые данные его родословной. Генерал-аншеф И. Ф. Глебов оставил после себя сына - Федора Ивановича, который родился 31 декабря 1734 года и умер в чине генерал-аншеф 29 ноября 1799 года. Ф. И. Глебов имел детей: от первого брака дочь Александру, в последствии замужем за генерал-майором, князем Дмитрием Михайловичем Щербатовым; а от второго брака сыновей Петра и Дмитрия. Так как его вторая жена была Елизавета Петровна Стрешнева, то по указу Императора Александра I от 19 апреля 1803 года сыновьям была дана двойная фамилия - Глебов-Стрешнев. Дмитрий потомства не имел. Петр Федорович оставил после себя сына Федора и дочерей Наталью и Прасковью.
Известно также, что Федору Ивановичу Глебову с XVIII века принадлежало имение Раек-Знаменское Новоторжского уезда. Сегодня сохранился усадебный комплекс, строителем которого был местный архитектор Ф. И. Буци при участии Н. А. Львова. Сам же Николай Алексеевич Львов спроектировал и возвел главный дом и церковь Знамения.
В заключении, уместно сказать о том, что многие русские монастыри охотно предоставляли свои территории для строительства часовень-усыпальниц известным людям. Но для такого уникального явления мало было быть влиятельным человеком. Надо было иметь заслуги перед Отечеством. А таких заслуг у одного из первых обладателей ордена святого Андрея Первозванного, сенатора и Киевского генерал-губернатора Ивана Федоровича Глебова было предостаточно.
Источник: Александр Шитков. "Кавалер и сенатор Иван Глебов" |