ногие любители истории представляют личность Владимира Старицкого по фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», в котором он показан забитым, слабовольным и глупым человеком. На самом же деле старицкий князь был одним из замечательных русских полководцев XVI века. Много раз царь Иван Грозный призывал его участвовать в военных походах и поручал командовать войсками. | Миниатюра Лицевого летописного свода изображает свадьбу (первый брак) князя Старицкого Владимира Андреевича. Свадебный пир состоялся в Москве, на нем присутствовал и царь Иван IV, двоюродным братом которого был князь. 1550 год. Напоминаем: Лицевым летописным сводом называется свод, или собрание русских летописей, сопровождаемых миниатюрами, иллюстрирующими исторические события. Он создавался с перерывами более трех десятилетий и оформился во второй половине XVI века - содержит около 9 тысяч листов и 16 тысяч миниатюр. |
Военная история – часть истории России, рождавшейся в непрерывной борьбе с внешними врагами за свободу и независимость. Предводители этой борьбы принадлежали к господствующему классу, но в тех исторических условиях иного быть и не могло.
Возраст 15 лет – пора совершеннолетия в жизни людей XVI века. И неудивительно, что свое совершеннолетие удельный старицкий князь Владимир ознаменовал «боевым крещением» в походе на Казань в 1549 году. Но поход закончился неудачно.
Родственные доверительные связи князя Владимира Старицкого с великокняжеским домом в это время были настолько крепки, что царь Иван Васильевич во время нового военного похода на Казань смело оставляет двоюродного брата «начальником в Москве», и «о всех своих делах царь и великий князь велел Володимеру Андреевичу и своим бояром приходити к Макарью митрополиту».
Постепенно князь овладеет военным искусством, и, как покажут дальнейшие события, царь Иван Грозный часто будет поручать ему самые ответственные боевые дела. Ум стратега сочетался в нем с большим личным мужеством, обстоятельной рассудительностью. Особенно это проявится в знаменитом последнем походе в 1552 году на Казанское ханство – «один из осколков и правопреемников Золотой Орды». Это событие интересно нам еще и тем, что вклад в общую победу над Казанью внесли старицкие удельные войска под командованием воевод Юрия Оболенского и Ивана Угрюмова-Заболоцкого.
«Осадные работы» затянулись больше чем на месяц. Только 2 октября через проломы городских стен воины большого и передового полков, которыми командовал старицкий князь, ворвались в город. Татарская столица пала…
Талантливый военачальник Владимир Старицкий стремился не столько к воинским подвигам во имя упрочения авторитета царя, сколько к спокойной мирной жизни. Ведь 2 октября, в день взятия Казани, он, если верить Никоновской летописи, в поздравлении царю говорил: «И впредь у Бога милости просим умножити лета живота твоего, и покорит всех супостат твоих под нозе твои и дасть ти сынови, наследники царству твоему, да и мы в тишине и покои поживем».
Но о покое современникам Ивана Грозного оставалось лишь мечтать. В 1553 году во время серьезного «недуга» царя Ивана, в противовес его сыну, «пеленичнику», часть бояр выдвигала престолонаследником кандидатуру ближайшего родственника царя «всея Руси» Владимира Старицкого, зарекомендовавшего себя во время взятия Казани мудрым и одаренным военачальником. Как известно, царь долго молился в своей полотняной церкви за победу русского оружия, и гонцы, один за другим призывавшие его к стенам города, а потом и в город, никак не могли отвлечь его от этого занятия. Старицкий же возглавил войска и привел их к долгожданной победе. Царь Иван Грозный перед лицом поздравлявших его воевод вынужден был признать действительных героев взятия Казани, «Бог сиа содеял твоим, брата моего, попечением и всего нашего воиньства страданием». Противопоставлять такой кандидатуре младенца Дмитрия действительно трудно.
В 500-е годы XVI столетия князь Владимир Андреевич еще более проявит себя, применение военным силам в то опасное время находилось постоянно. В 1554 году он хотя и не принимал участия в военных действиях против крымских татар, по всей видимости. Из-за «непослушания» во время болезни московского правителя, но находился с царем Иваном в Коломне. Вскоре старицкий князь был допущен к участию в деятельности боярской думы.
В 1556 году князю Владимиру Старицкому царь даст ответственное поручение: «Во всех местах смотрити детей боярских и людей их. И свезли к государю списки изо всех мест…» С 1557 по 1559 год старицкий князь возглавляет войска в Коломне и стоит заслоном татарскому войску против крымского хана Девлет-Гирея.
Военными тревогами было заполнено для Владимира Андреевича и начало 60-х годов XVI века. В 1561 году в «разряде береговом от поля» вновь упоминается в «большом полку в Серпухове князь Володимер Андреевич». На следующий год крымский хан Девлет-Гирей с пятнадцатитысячной ордой сжег посады Мценска, нападению подверглись Одоев, Новосиль, Белев и другие «украинские города». Только умелые действия командующего русскими войсками князя Старицкого позволили отогнать крымского хана. В это время России пришлось воевать на два фронта. «Из двадцати пяти лет Ливонской войны только в течение трех лет не было крымских нападений», - пишет историк В. Каргалов. Не менее двенадцати раз крымский хан предпринимал большие вторжения в русские земли. И в том, что южный фронт выстоял против такого натиска, немалая заслуга удельного старицкого князя.
В ноябре 1562 года с южного фронта князь Владимир Андреевич посылается на западный. Это было его боевое крещение в Ливонской войне. Поход на Полоцк был очень удачным – крепость пала 15 февраля.
Осенью 1567 года царь Иван Грозный решил предпринять новый поход против литовцев, чтобы окончательно склонить исход войны в пользу России. В эти дни князь находился при государе, а затем выехал к удельным войскам и присоединился к царской армии в Твери, после чего шел за царем до самой границы. Но поход неожиданно был отменен, и царь Иван Грозный с опричной армией вернулся в Москву.
В мае 1569 года вновь осложнилась обстановка на юге. Теперь уже Турция предпринимает попытку захватить Астрахань. Старицкий вновь назначен главнокомандующим русскими войсками и вскоре направился в Нижний Новгород. По пути князь Владимир остановился в Костроме, где духовенство и боярство, давно недовольное опричными казнями, демонстративно устроили князю пышную встречу. Эта встреча не осталась без внимания царя, который особенно подозрительно присматривался к тем, кто в той или иной степени проявлял симпатии к князю Владимиру Андреевичу.
Подозрения и страхи окончательно предрешили судьбу князя Владимира Старицкого. Царь Иван Грозный решил раз и навсегда покончить с двоюродным братом.
В начале октября князя Владимира неожиданно вызывают в Слободу. Ничего не подозревая, он прибыл на ямскую станцию и разбил там свой лагерь. На двор к Старицкому явились опричные судьи Василий Грязной и Малюта Скуратов. Они объявили князю о «заговоре» против царя. После короткого судебного «разбирательства» князь Владимир 9 октября 1569 года был доставлен в царский лагерь. Царь Иван Грозный в гневе подал князю чашу с ядом и велел ее выпить. Та же участь постигла и семью Владимира.
Подводя некоторые итоги военной деятельности старицкого удельного князя Владимира Андреевича с 1549 по 1569 год, можно сделать вывод о том, что он был Воеводой XVI века с большой буквы. Старицкий князь поднялся до самых вершин тогдашней военной иерархии благодаря полководческому таланту и верной службе на благо Отечества. Так почему же о его полководческом таланте сегодня не говорится в той же степени, что и талантах знаменитых полководцев XVI века Даниилы Щеня, Михаила Воротынского, Дмитрия Хворостинина? А все дело в том, что на протяжении многих лет деятельность князя Владимира Старицкого рассматривалась и рассматривается исследователями в первую очередь как деятельность, являвшаяся «знаменем антиправительственных сил», как «надежда на изменение правительственной политике», то есть как претендента на царский престол.
Великие свершения предков живут в памяти народа, а память питается историческими знаниями. Придет время, когда князь Владимир Старицкий будет рассматриваться историками, краеведами, любителями истории как личность, внесшая особый вклад в военную историю России.
Александр Шитков – преподаватель педагогического училища, председатель Старицкого отделения Российского общества историков-архивистов, краевед. |